Новость: Что такое антпреприза и как научить себя не бояться неизвестных спектаклей с известными звездами Слово антреприза выполняет роль


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 17493 дня назад ( 1 января 1970)
0
Голосов: 0
Что такое антпреприза
и как научить себя не бояться неизвестных спектаклей с известными звездами

Слово «антреприза» выполняет роль пугалки: для многих зрителей и критиков оно означает лишь низкопробные представления из набранных на один проект медийных звезд, которые играют плохую драматургию, чтобы подработать. Как же отличать качественную антрепризу от некачественной.

Антреприза Российской Империи

В России, на самом деле, всегда доминировала модель репертуарного театра – то есть площадки со своей сценой, обязательно — труппой и художественным руководством. Эта традиция в России идет со времен крепостного театра. Но ведь можно копнуть и поглубже: еще до появления таких театров по Руси ходили скоморохи, приходившие в города с представлениями на один-два раза, а затем покидавшие город — нередко с кошельками засмотревшихся на уличный спектакль зевак. То есть — своего рода антреприза, этакие свободные творчески-воровские антрепризы.

Полторы сотни лет назад антрепризы существовали параллельно с постоянными театрами — сначала в России появились иностранные импрессарио, а затем появились и свои, отечественные. Вершиной театрального искусства в этой продюсерской модели принято считать балетную антрепризу Сергея Дягилева, спектакли которой покорили сначала русского зрителя, а затем, после революции и эмиграции —зрителя международного.

Проектный театр

Антрепризу нужно отличать от «проектного театра», или «театра без труппы». В современной Москве таких становится все больше — у таких площадок есть свое художественное руководство и репертуарная политика, нередко — своя площадка, а вот режиссеров и артистов на каждый проект приглашают отдельно, а не держат на зарплате. Так работают Театр Наций, театр «Практика», Центр им. Мейерхольда, «Другой театр».

В антрепризных спектаклях, как правило, зал арендуют, а труппу и технических нанимают на один раз, никаких высоких стратегических целей не ставят, да и живут антрепризные спектакли меньше, чем репертуарные. Ну, хотя бы потому, что зал для таких спектаклей приходится каждый раз арендовать – и потому живут они до той поры, пока приносят прибыль своим продюсерам.

Бродвей

Кстати, за свою долгую историю антрепризы доказали, что являются важной моделью организации театра. Так, успех Бродвея, начиная с 20-х годов прошлого века связан именно с такими «театрами одного спектакля». Именно таковы были все знаменитые «стационарные мюзиклы», для которых строились капитальные декорации и которые шли большими блоками каждый день. Таковы и обычные спектакли, идущие в театрах этой знаменитой улицы — так, например, спектакль «О мышах и людях» (который ТеатрALL вместе с объединением CoolConnections показывал минувшим летом в парке «Музеон») с участием знаменитого Джеймса Франко есть не что иное, как антреприза. Вообще, в США именно эта модель стала доминирующей — в отличие от Российской Империи и СССР репертуарных театров там было немного. Работа такой творческой антрепризы хорошо показана в прошлогоднем оскароносном фильме «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту: там забытая кинозвезда пытается сказать новое слово в театральном искусстве — и для этих целей находит деньги, арендует театр и нанимает актеров.

В СССР

В Советском Союзе антреприза была вытеснена репертуарными театрами (исключением были только первые и последние годы советской власти, об этом — ниже). Это не удивительно: тут сошлись две очень важных тенденции: историческая традиция «крепостного театра» и плановая экономика. В условиях семилетних и пятилетних планов развития экономики в стране государство желало не только строгого идеологического контроля (с этим советский Минкульт и ЦК КПСС справились бы при любых продюсерских моделях), но и контроля финансового. Постоянные договоры о найме со всем их хозрасчетом и самоокупаемостью вместо стабильного штатного расписания сами по себе были бы если не политической, то экономической диверсией против первого в мире государства рабочих и крестьян. И если в императорской России иностранные или провинциальные антрепризы существовали параллельно с театром репертуарным, то в СССР им места не было.

Своего рода заменой антрепризам были выездные филармонические концерты, на которых знаменитые певцы и актеры приезжали в провинциальные города и веси с концертами на праздники — за небольшой дополнительный гонорар. Однако о том, чтобы привозить вот так целые постановки, в СССР не было речи никогда: ждите полноценных гастролей столичных театров.

Ничего себе 90-е

Однако в конце существования СССР антрепризы все же стали появляться. Так, например в 1988 году в Ленинграде появилась «Русская антреприза имени Андрея Миронова», основаная в Ленинграде 1 ноября 1988 года актёром Рудольфом Фурмановым. В 90-е на свет появилась «Антреприза Михаила Козакова», которая – наряду с кассовыми, коммерческими спектаклями нередко принимала продюсерское участие в смелых и интересных проектах, чей будущий успех был отнюдь не очевиден.

Но вообще, именно 90-е оказались «золотым веком» российской антрепризы – увы, в денежном, а не творческом смысле этого выражения. Мобильные проекты быстрого реагирования стали множиться как грибы. Пока репертуарные театры с их неповоротливой политикой планирования медленно разворачивались в сторону модных тенденций (а то и вовсе не хотели ничего о них слышать), антрепренеры получили сильное маневренное преимущество. Кинопроизводство встало, любимым народным артистам в театрах платили гроши, и в поисках дополнительных источников дохода множество советских звезд стали участвовать в гастрольных спектаклях самого неубедительного качества. Да и откуда ему взяться: советских цензуры и худсоветов не стало, стимула держать планку не было никакого, а деньги в буквальном смысле валялись под ногами: народ хочет развлекаться всегда, в кризисные времена – особенно.

Третье тысячелетие

Однако, поборовшись с бледностью от недоедания, в конце 90-х российская антреприза стала местом, где стали регулярно возникать (и даже приносить доход) интересные проекты, не вписывавшиеся в политику тогдашнего репертуарного театра. Примером тому могут служить чрезвычайно успешные проекты Олега Меньшикова, которые он делал вместе с компанией «Театральное товарищество 814». Например, спектакль «Кухня», познакомивший широкого московского зрителя с нынешним корифеем, а тогда молодым драматургом Максимом Курочкиным и его остроумной пьесой, в которой обычная кухня становится порталом в мир нибелунгов. В 2000 году антрепризный «Независимый театральный проект» выпустил спектакль «Миллионерша» одной из главных фигур российского авторского театра Владимира Мирзоева. Главные роли в нем сыграли набиравшие тогда популярность артисты артисты Ольга Лапшина, Александр Усов, Владимир Скворцов, Вадим Колганов — сейчас уже признанные театральные звезды.

Антрепризный способ театрального производства использовался и для проектов, которые поначалу никто и не думал делать коммерческими. Например, театральное товарищество LeCirqueDeCharlesLaTannes, основанное режиссером Юрием Квятковским вместе с соучениками по школе-студии МХАТ, одним из первых спектаклей которого стал «Хрустальный мир» по рассказу Виктора Пелевина в Театральном Центре «На Страстном». В 2009 году они объединились с неформальным творческим объединением How2make для создания первой в отечественной истории хип-хоперы – спектакля-комикса «Копы в огне». Главные роли в постановке, привлекавшей и театралов, и уличную молодежь сыграли представители альтеративного хип-хопа – Александр Легчаков, Ларик Сурапов, рэпер Kotzilla.

Кто боится антрепризы?

Антреприза примиряет и дает применение всем: здесь с успехом работали Роман Виктюк, поставивший в 2002 году «Элеонору» Ириной Соколовой в агентстве “Арт-партнер XXI”. Первоначально это был спектакль питерского ТЮЗа, однако на сцене театра он просуществовал недолго, а антреприза вдохнула в него вторую жизнь. Константин Богомолов в 2007 году поставил «Приворотное зелье» с Мариной Ароновой. Виктор Шамиров в «Независимом театральном проекте» поставил спектакль LadiesNight, который уже много лет с аншлагами идет на сцене Театра им. Моссовета. Актриса, продюсер, нынешний директор Театра На Танагке Ирина Апексимова до последнего времени работала не только директором Театра Романа Виктюка, но и главой собственного продюсерского центра. Большой резонанс в прошлом году вызвала постановка независимого режиссера, первооткрывателя жанра саундрамы Владимира Панкова — в театральном агентстве «Арт-партнер XXI» он поставил «Кто боится Вирджинии Вульф?» по пьесе Эдварда Олби с Еленой Яковлевой и Михаилом Трухиным в главных ролях. А некоторым антрепризным спектаклям удается даже получать номинации на «Золотую маску» — как, например, «Мадам Бовари» российского и украинского режиссера Андрия Жолдака, поставленной в 2014 году в «Русской антрепризе им. Андрея Миронова».
16 просмотров

Читайте также:

Читай;  Ты гость. Оставь эту землю чуть более красивой, чуть более человечной,

Читай; Ты гость. Оставь эту землю чуть более красивой, чуть более человечной,

Ты гость. Оставь эту землю чуть более красивой, чуть более человечной, чуть более любящей, чуть более душистой для тех неизвестных гостей, которые придут после тебя. • Ошо •
Читай:  Линдси Лохан никак не слезет с создателей Grand Theft Auto 5 Ещё летом 2014-го года актриса Линдси Лохан Lindsay Lohan вообразила,

Читай: Линдси Лохан никак не слезет с создателей Grand Theft Auto 5 Ещё летом 2014-го года актриса Линдси Лохан Lindsay Lohan вообразила,

Линдси Лохан никак не слезет с создателей Grand Theft Auto 5 Ещё летом 2014-го года актриса Линдси Лохан (Lindsay Lohan) вообразила, будто при создании одного из персонажей Grand Theft Auto 5 (а т...
Женщине посвящается -  Запомни девочка, запомни, моя милая Мужчина держит слово, а не талию...

Женщине посвящается - Запомни девочка, запомни, моя милая Мужчина держит слово, а не талию...

Запомни девочка, запомни, моя милая: Мужчина держит слово, а не талию... Какой не обладала бы ты силою, Не стоит объяснять ему "как правильно". Пойми, хорошая, всё повторится снова, Если...
Читай;  Чем старше становишься, тем меньше хочется дешевых интриг, пустых спектаклей, истерик.

Читай; Чем старше становишься, тем меньше хочется дешевых интриг, пустых спектаклей, истерик.

Чем старше становишься, тем меньше хочется дешевых интриг, пустых спектаклей, истерик. Хочется всего лишь уютный домик,вкусный ужин и человека,который знает сколько сахара положить в твой чай...

Комментарии