Еще немного истории в Тюмени


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




3 ноября 2011 - Муравьев

Еще немного истории в Тюмени
На фотографиях конца XIX века видно, что под Дунькиным (тогда Никольским) садом находились городские купальни. Летом 1888 года их посетил писатель Глеб Успенский и оставил такие строчки в своем очерке: ".. .пожалел я и о самой Туре.
— Что это, как будто чем-то пахнет? — спросил я сторожа в
купальне.
— Это еще слава Богу! Сегодня воскресенье, заводы не ра
ботают, а как в будни да пустят они свою грязь — так чисто дох
нуть невозможно!
Как раз напротив купален расположились кожевенные заво-
ды, специальное дело Тюмени... Таким образом, и место хорошее, и вид великолепный, и река "лучше не надо", а купаться нельзя, потому что можно, во-первых, заболеть какой-нибудь накожной болезнью, а во-вторых, даже и задохнуться..."
На генплане Тюмени 1766 года чуть ниже устья Тюменки помечено наличие "живого моста, который ставится для проезда по сбытию весенней воды около июня месяца". Спуск на мост был со стороны города, а в Заречье дорога шла по самому берегу Туры. "Живой" мост был разводным. Специальные люди в определенные часы суток разводили его для пропуска барж, а после сводили снова.
В этом месте еще после войны находились "полоскальни": деревянный крытый мостик с квадратными отверстиями, где полоскали белье женщины окрестных улиц. Старожилы говорят, что тогда Тура еще была чистая и вполне пригодна для полоскания. Зимой здесь устанавливалась печка, чтобы можно было погреть руки. Белье приносили в корзинах на коромысле, а пока несли обратно — вода стекала, и высыхало белье быстро... Тюменская бытовая хитрость.
Таким был Дунькин сад и его окрестности — практически исчезнувший уголок старой Тюмени, от которого остались только воспоминания старожилов-долгожителей.

 ДУНЬКИН САД в Тюмени
Тряхнем стариной
— Ну, как ты, Катюша, еще держишься?
— Держусь, Василий, держусь. Видишь, хожу еще.
— И я хожу еще. Так не сходить ли нам на танцы в Дунькин сад? Тряхнуть стариной...
Этот разговор двух древних тюменцев нечаянно подслушал я в автобусе. Меня заинтересовало место — Дунькин сад. В нынешней Тюмени такого названия нет.
Опросив знакомых тюменских старожилов, я узнал кое-ка-кие сведения об этом саде — Дунькином.
Вообще-то сад официально в XIX в. назывался Никольским, поскольку находился на берегу Туры как раз напротив Никольской, или Крестовоздвиженской, церкви в Затюменке. Когда его посади¬ли здесь, на высоком обрывистом мысу между Турой и речкой Тюменкой, мне узнать не удалось, но на фотографиях конца XIX в. он хорошо виден: аккуратно огороженный штакетником садик от ули-
цы Ямской и далее к Тюменке. Как раз в этом месте Сибирский тракт (нынешняя улица Ямская), прорезав Ямскую слободу, пово¬рачивал к собственно городу Тюмени.
Неофициально сад уже в 40—50-е гг. XX в. назывался Дунькиным. Тетя Дуня — личность совершенно реальная и весьма ко¬лоритная. Так звали дворника этого сада в 30-е годы. Она столь рьяно заботилась о чистоте и порядке в саду, так свирепо "шугала" нерях, соривших в саду, будто это касалось не общественного сада, а ее личной вотчины. Так сад и стал "Дунькиным".
15 лет назад в книге "Ворота в Сибирь" С. Заварихин писал о роли "Дунькина сада" в пейзаже Затюменки: "Крестовоздвижен-ская церковь и здание бывшего коммерческого училища (ныне архи¬тектурно-строительная академия — А.И.) сформировали очень интересную площадь, открытую, плавно ниспадающую к Тюменке. С вос¬точной стороны площадь ограничена остатками сползшего в Туру прибрежного сада. Это бывший "Дунькин сад" — любимое место отды¬ха народа. Без этой зеленой полоски площадь казалась бы пустынной и неуютной. Единственная сохранившаяся аллея сада сейчас прохо¬дит по самой бровке обрыва, и это придает ей романтичность..."
Что было...
Какая уж там романтичность, скорее трагичность. Старожилы утверждают, что в 30-е годы, годы их молодости, сад действительно был "любимым местом отдыха народа" тюменского. Были тогда на берегу три аллеи из яблонь, лип, кленов и тополей. Пред¬ставьте себе, какой ширины тогда здесь был берег и сколько его "съела" Тура за 60 лет. Еще 60 лет, и ее воды будут плескаться под стенами строительной академии — чудесного творения архитек¬тора В.К. Олтаржевского.
На центральной, самой широкой, аллее была танцевальная площадка и раковина для оркестра. Тогда в моде были духовые оркестры. Под них молодежь танцевала. Танцы были также под гармонь или под баян. Играть мог любой, умеющий обращаться с инструментом. Стоял в саду легкий летний павильон — буфет, но горячительных напитков там не продавали. Мне говорили, что в ту пору молодые люди ходили на танцы совершенно трезвыми, не было в обычае "принимать для храбрости" или "для запаха". Девочки не пили совершенно. Это, убеждали меня собеседники, — результат работы тогдашнего комсомола, призывавшего молодежь к культурной жизни без водки и вина. А вообще-то во всех книгах о дореволюционной Тюмени сообщается как об одном из самых "злачных мест" Сибири, где если встретились два-три приятеля, то обязательно кончат доброй попойкой. Иного интереса у тюменцев не было, кроме, разве, денежного.
В саду постоянно дежурила милиция. Город был небольшой, и участковые, их называли тогда "топтунами", знали, кто из посетителей сада на что способен. По правилам тех лет вход в сад был платный. Сад окружала высокая ограда, у входа — билетная будка. Туринский берег и в 30-е годы был крут и обрывист. В середине сада имелась широкая деревянная лестница, по ней спускались к воде. На площадках лестницы стояли скамейки для отдыха. Вид на Заречье был, говорят, тогда красивее нынешнего.
Летом часто организовывались танцы на плавучей веранде, сделанной из старой баржи. Буксирчик -пых-пых! тук-тук! -тихонько тащил ее по вечерней Туре. Играл оркестр, кружились пары... Романтика!...
Что стало
Вся эта идиллия закончилась в 1944 году, когда в связи о образованием Тюменской области в здании нынешней архитектур¬но-строительной академии разместился областной комитет ВКП(б). Рядом со столь серьезной организацией не должно было быть "и на дух" ничего увеселительного, тем более общественного сада. Лестницу и танцплощадку разобрали, сняли и высокую ограду. Сад стал доступен для посещения в любое время суток, но танцев уже не было. Да и война, хоть и шла к победному завершению, отнима¬ла на себя внимание населения. Молодежи было мало, и было ей не до ганцев под духовой оркестр... Показала в те годы свой разрушительный норов и река, оторвав от сада заметный кусок берега и аллей.
По другим сведениям, обком, хотя и был не в восторге от веселого соседства, но и не особо запрещал вечерние танцы в Дунькином саду. В военные годы изменился социальный состав жите¬лей Тюмени. Исчезла былая патриархальщина, когда в небольшом городке все знали всех. Усилился, говоря по-современному, криминальный фактор. Дунькин сад стал прибежищем шпаны. Уважающая себя молодежь стала посещать сад имени Ленина (или Ленинский), что был на месте современного Дворца творчества де¬тей и юношества (бывший Дворец пионеров), а Дунькин сад захирел, и его как место отдыха просто прикрыли к 1950 году.
В последующие годы берег еще сильнее обрушивался. Ка-жется, давно ли — всего к 400-летию Тюмени — в Дунькином саду проложили асфальтовые дорожки, а теперь их не стало. Свалился под откос росший здесь старинный тополь.

Техникумы и школы в Тюмени.История
Летом 1942 г. фашистская армия захватила "всесоюзную кочегарку" — Донецкий каменноугольный бассейн (Донбасс), топлива в стране не хватало. Правительство решило открыть 14 тор-
фяно-лесных техникумов для подготовки специалистов по добыче торфа и лесоразработкам. Один техникум открыли 1 декабря 1942 г. в Тюмени - леса и торфа здесь достаточно. Сначала техникум располагался в историческом центре Тюмени, а в 1953-1956 гг. в Затюменке для него построили учебный корпус, общежития, мас¬терские... В 80-е гг. учебная база техникума была обновлена и расширена.
В Затюменке находится одно из популярных у тюменской молодежи учебное заведение - учебный центр Государственного комитета по статистике. Практической бухгалтерии здесь обучают за два месяца - и "милый мой бухгалтер", как поется в популярной песне, готов к работе.
Подрастающее поколение обучается в средних школах № 26, которая в 1998 г. отметила свое 60-летие, и № 38, построен¬ной в 1964 г. Раньше в Затюменке находились еще школы № 10, 14, 22, но они закрыты, а их номера переданы новым школам в других местах города.

ДОК и другие в Тюмени
В 1928—1929 гг. ударными темпами в Затюменке за монастырем построили новую электростанцию мощностью 2000 кило¬ватт. Работала она на дровах, что сплавляли по Туре, на торфе, что добывали в пойме вдоль р. Бабарынки, а позже возили по железнодорожной ветке из Боровского болота. В первые военные годы электричества не стало хватать для многочисленных промышленных предприятий, и мощность электростанции быстро увеличили в три раза. Когда в 1960 г. была построена ТЭЦ-1, электростанцию закрыли.
В 1931—1933 гг. на далекой окраине Затюменки, за кладбищем, был построен деревообрабатывающий комбинат (ДОК) им. Ленина, выпускавший, как тогда называли, "обозное оборудование": пароконные и одноконные повозки ("ходы"), телеги, сани, лыжи. В те годы это была крайне необходимая продукция для села и Красной Армии., которая все еще была на "конной тяге". В 1943 г. ДОК
им. Ленина объединился с лесозаводом "Красный Октябрь", что расположен далеко в пойме Туры, и стал называться ДОК "Красный Октябрь". В этом же году из ДОКа на базе цеха № 1 выделился самостоятельный обозостроительный завод, располагавшийся на углу улиц Луначарского и Ирбитской в доме Колокольниковых. Позже он назывался механическим заводом, а недавно переименован в АООТ "Металлист". Здесь штампуют гвозди, изготовляют школьную мебель и сувениры в манере лаковой живописи. А ДОК теперь — АО "Тюменьмебель".
В первые же месяцы Великой Отечественной войны в Тю-мень стали поступать эвакуированные из европейской России за-воды и фабрики. На ул. Ямской, д. 23, расположилось заводоуп-равление эвакуированного из г. Подольска Московской области аккумуляторного завода. С января 1942 г. он начал выпускать с опе¬режением плановых сроков аккумуляторные батареи нескольких типов для военных автомобилей и зерновых комбайнов. Цехи завода заняли квартал между ул. Ямской и Луначарского. Они сто¬ят до сих пор, но в них уже идет торговая работа: расположились фирменные магазины "Алькор" и торговый центр аккумуляторного завода "Домовой" с одноименным мебельным сало¬ном. Недавно еще тут был клуб завода со зрительным залом для демонстрации кинофильмов.
Затюменка в годы войны приняла у себя четыре эвакуиро-ванных госпиталя: №№ 1500, 3300, 3370, 3352.
В первые месяцы войны в Тюмени осело эвакуированное из Таллинна военно-пехотное училище, открытое там в 1940 г. Рас¬квартировали его в Затюменке. В сентябре 1941 г. в Тюмени произ¬веден первый выпуск младших офицеров — 550 человек. Учили¬ще называлось Западно-Сибирским военно-пехотным. 22 июня 1957 г. его реорганизовали в военно-инженерное, а в 1967 г. — в выс¬шее военно-инженерное командное училище им. маршала А.И. Прошлякова (ТВВИКУ). Осенью 1998 г. оно стало Тюменским филиалом военного университета (бывшая военно-инженерная ака¬демия им. В.В. Куйбышева в г. Москве).
В Затюменке в конце ул. Луначарского находилось еще одно — Второе военно-пехотное училище, созданное в марте 1942 г. на терри¬тории 6-го военного городка. Летом 1945 г. его расформировали.
Для властей Тюменского района на ул. Луначарского были по¬строены здания райисполкома и райкома ВКП(б) (позже КПСС) — теперь в нем филиал районной поликлиники и райотдела мили¬ции. Теперь там располагается Тюменское управление магистраль¬ных трубопроводов РАО "Газпром". Районные власти уехали во вновь построенные помещения на Московском тракте осенью 1981 года.
До сих пор в Затюменке располагается организация област¬ного значения АО "Тюменьлеспром" в огромном четырехэтажном здании из кирпича и стекла. Рядом сохранилось старое деревянное двухэтажное здание Тюменьлеспрома довоенной еще постройки, в котором разместились областная станция защиты растений, го-сударственная станция агрохимической службы "Тюменская", ин¬спектура по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, стан¬ция по карантину, районная семенная инспекция, президиум коллегии адвокатов (ул. Луначарского, 42).
На ул. Луначарского находится управление по Калининско¬му административному округу. В Затюменке уже более 20 лет рас-i юлагается городская библиотека. Здесь имеется хороший краеведческий каталог и список литературы о Калининском округе Тюмени.
В 70-е годы инженерно-строительный институт (архитектур¬но-строительная академия) построил девятиэтажные общежития слева от ул. Луначарского за Крестовоздвиженской церковью, а в начале 90-х гг. — новый учебный корпус. Так в Затюменке появились первые "небоскребы", вознесшиеся выше крестов старинного монастыря.
По соседству с монастырем на ул. Димитрова находится храм христиан адвентистов седьмого дня. На небольшой треугольной площадке напротив входа в музей "Церковь Петра и Павла" еще в годы войны находилось старинное кладбище. После войны надгробия убрали, и на этом месте в 50-е годы был базарчик — "толкучка", потом его перевели на ул. Калинина в Андреевский поселок.

Колокольниковы и Затюменка в Тюмени
Для застройки и благоустройства Затюменки в последние годы XIX — начала XX вв. многое сделала семья купцов Коло-кольниковых. Здесь они имели один из жилых домов (ул. Луна¬чарского, д. 10), на свои деньги построили здание "Частной школы Колокольниковых". Этот двухэтажный дом из красного кирпича (ул. Луначарского, 14) сохранился до наших дней, в нем долго располагалась школа № 22, теперь там реальная вечерняя средняя общеобразовательная школа № 2.
На свои средства Колокольниковы купили проект известного петербургского архитектора В. Олтаржевского (на между-
народной выставке 1900 года в Париже проект был отмечен Золотой медалью) и построили здание частного коммерческого училища (ныне главный корпус архитектурно-строительной ака-демии). Место под этим зданием ранее было занято двухэтаж¬ной гостиницей тюменского купца Железнова. Колокольниковы купили ее и разобрали. Училище строилось под присмотром городского архитектора К. Чакина в 1910—1913 гг.
После установления советской власти в здании коммерческого училища располагался "Дом Советов": Тюменский окружной совет ВКП(б) и окружной исполнительный комитет (окружком, или ОкрИК) Совета народных депутатов, руководившие огромной территорией, частью Уральской области от Талицы до Омутинки и от Упорова до Нижней Тавды.
Затем в бывшем коммерческом училище разместили первый вуз Тюмени — агропедагогический институт (позже преобразован в педагогический, а в 1973 г. — в университет). Таким образом, и высшее образование в Тюмени начиналось в Затюменке.
Когда в 1929 г. в городе организовали автобусное движение, то первый маршрут проходил от "Дома Советов" в Затюменке до пристани. Автобус представлял собой грузовик с сидениями вдоль бортов. Заходили в него сзади по лесенке.

Комментарии