Народы Тюмени их языки и диалекты Тюменской области


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 1483 дня назад ( 2 ноября 2013)
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Народы Тюмени их языки и диалекты Тюменской области
Этнолингвистическое пространство на территории Тюменской области сформировалось в последнее тысячелетие благодаря жизнедеятельности самодийского, обско-угорского, тюркского и славяно-русского населения.
Памятники топонимии, лексические и фонетические реликты в языках местных этносов свидетельствуют, что древнейшими из ныне живущих в Западной Сибири народов являются селькупы (около 4500 тыс. чел.). Они генетически родственны по языку древним шумерам и, возможно, бирманцам. В конце XVI в. селькупы занимали обширные территории современных Нижневартовского и Сургутского районов, но к середине XVIII в. были оттеснены обскими утрами в междуречье Среднего Таза, Пура и Надыма. В современном селькупском языке (письменность с 1937 на кириллической основе) выделяются два наречия: тазовско-баишенское и нарымское, которые распадаются на ряд говоров, отличающихся некоторыми фонетическими особенностями. В языке селькупов обнаруживаются отдельные черты сходства с древнетюркскими и угорско-самодийскими наречиями. Однако значительному влиянию селькупский язык подвергся со стороны русского языка, заимствования из которого представлены разными слоями лексики: алфавит, билет, буква, зал, клуб, куторый (который), •курпа (крупа), лекарсал мот (аптека), стяг (сапог) и др. Этническое имя этой небольшой народности является самоназванием тазовско-баишенской группы: селькуп, тёлькуп - «лесной человек». Тымско-васюганские селькупы называют себя чумилъкуп, среднеобские - тёль-куп, верхнеобские - тюйкуп («земляной человек»), В русской офи¬циально-деловой литературе селькупов традиционно называли «остяко-самоедами», «нарымскими остяками», лазовскими остяками».
Ненцы, или в прошлом самоеды (самоядь), близки по языку и культуре энцам и нганасанам, а также ассимилированным южным самодийцам - туба, намасинцам, койбалам, сойотам. Предки самодийцев проживали в эпоху неолита в верховьях Енисея. Их продвижение из Саяно-Алтайского нагорья на северные территории проходило по междуречью Енисея и Оби, где они оставили островные ареалы топонимии. На своём пути к северу самодийцы-ненцы вступали в контакты с аборигенами - сельку-пами, кетами, саамами. Последние оставили своё этническое имя в русском наименовании этноса: самоядь (суффикс с собирательным значением), тогда как самоназвание народа «ненец», «не-неця», «хасава» означает «человек», «мужчина», «настоящий мужчина». Ненецкая письменность на латинице появилась в 1932, однако с 1937 она строится на основе русской графической системы. В ненецком языке два наречия: наречие тундровых и та¬ёжных (лесных) ненцев. Различия между ними в основном заключаются в звуковых и лексических расхождениях: ср.: дождь — сарё (тундровое наречие), холю (таёжное наречие). Среди тундровых выделяются следующие говоры: малоземельский, тиманский, канинский, колгуевский (западные), приуральский, ямальский, назымский, тазовский, таймырский (восточные). В лесном наречии имеется три говора: пуровский, ляминский, няминский. Многолетнее непосредственное соседство с финноуграми, селькупами, русскими оказало сильное воздействие на ненцев в сфере лексических заимствований. Заметное влияние на ненецкий оказал русский язык: нгантенна (антенна), аэрохан (аэросани), округ, отличной (отличный), асыпка (ошибка), палок (балок), нант (бант), приката (бригада), прасин (брезент) и многие другие. Самодийские наречия, имеющие агглютинативный строй, отличаются сходством грамматики, структурой слова, идентичностью звуковых черт.
Проникновение предков обских угров в Западную Сибирь относится к концу VII в., когда они начали вытесняться на Урал проникшими в Волжско-Камское междуречье поволжскими булгарами. К XIII в. угорские племена проживали в нижнем течении рек Конда, Тобол и Тура на юге и Анаг, Большой Юган и Вах на востоке. Манси - это самоназвание вогулов, а ханты - остяков. Эти этнические имена предположительно означают «человек», «мужчина», «народ». Хантыйский язык (письменность на кирилли¬ческой графике с 1937) делится на два массива: западный - ханты, и восточный - кантей, либо на три диалектные группы - северную, южную и восточную, В число западных (хантыйских) диалек¬тов входят усть-полуйский, собский, шурышкарский, казымский, самаровский, иртышский, кондинский и демьяновский говоры. Восточные (кантыкские) диалекты включают агано-юганский, салымский, ваховский и васюганский говоры. В говорах хантыйского языка, несмотря на сходство грамматики, имеются серьёзные раз¬личия фонетического и лексического характера, что свидетельствует об условности самого наименования «хантыйский язык».
Манси (вогулы) объективно относятся к генетически родственным ханты народам, их языки составляют вместе с венгерским угорскую группу финноугорской семьи языков. В основу мансийского литературного языка положен диалект северных манси (говоры - сосьвинский, сьивинский, верхнелозьвинский), более подробно описанный, в отличие от западного с нижне-среднелозьвинским, пелымским и вагильским диалектами,
Автохтонное тюркское население появилось в междуречье Ишима и Тобола около Х в., когда оно вступило в контакты с утрами, оттеснив их на более северные территории или смешав¬шись с ними. Государство западносибирских татар - Тюменское ханство - возникло в конце XIV в. В 20-е XV в. оно попало в зависимость к образовавшемуся около 1495 Сибирскому ханству со столицей Искер. Его населяли тюрки-автохтоны - ай-ялы, шибяки, куртаки, нанги, туранцы, токузы, саргаты, нагайцы, ясколбы и др., принявшие в XIX в. в качестве самоназвания русский этноним татары. Язык западносибирских татар имеет раннекипчакскую общетюркскую основу, которая в гово¬рах тюменско-ялуторовских, вагайско-тобольских и барабинс-ких татар дополняется огузскими чертами. В звуковом строе татарского языка сохраняются реликты угорского влияния, что связано с продолжительными контактами с предками манси и ханты. Лексика западносибирского татарского наречия имеет многие черты общности с лексикой восточнотюркских язы¬ков, составивших этническую основу сибирских татар на Алтае: кай - «первый снег», «ненастье», «буран». В последнее столетие в татарский лексикон проникло большое количество русских заимствованных слов, обозначающих научно-технические, гуманитарные и новые бытовые явления и реалии.
Другие этносы - коми, украинцы, белорусы, башкиры, казахи, чуваши, немцы, удмурты и пр. - относятся к числу дисперсных. не имеют территориально-ограниченных ареалов проживания.
Русские окающие, акающие и смешанные говоры на территории Тюменской области начали своё формирование с начала
XVII в., унаследовав ряд специфических черт метрополии (европейской части России). Они подверглись отдельным трансформа-циям за счёт межъязыковых и внутридиалектных процессов. Фо¬нетика системы русских говоров характеризуется пятифонемным набором гласных и 34 согласными звуками. Иноязычные элементы в русских говорах по Нижнему Иртышу, Тоболу, Ишиму, Конде и Оби оставили след в позиционно не обусловленных вариантах согласных по звонкости/глухости, в наличии полуглухости звонких согласных. В лексике диалектные значения слов близки литературным, отличаясь лишь семантическими оттенками и функциональным употреблением.
Русский литературный язык в регионе выполняет функции государственного языка, языка межнационального общения. На русском языке говорят 94% всех жителей области.'
2285 просмотров

Комментарии