Новость: Музей МХАТ подготовил выставку К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко,


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 17495 дней назад ( 1 января 1970)
0
Голосов: 0
Музей МХАТ подготовил выставку
«К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко,
О.Н. Ефремов - и «Три сестры» А.П. Чехова»
К 115-летию со дня первой постановки спектакля в Художественном театре (31 января 1901)
Зеленое фойе МХТ им. А.П. Чехова. Март 2016 «Художественный театр - это лучшая страница той книги, которая будет когда-либо написана о современном русском театре»
А.П. Чехов
Постановки пьес А.П. Чехова в Художественном театре
К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко стали подлинными театральными легендами.
Знакомство театра с драматургией А.П. Чехова было связано творческой личностью Вл.И. Немировича-Данченко. Драматург, театральный критик, педагог драматического класса актерского мастерства Филармонического училища, режиссер в Императорском Московском Малом театре, один из создателей Московского Художественно-Общедоступного Театра в 1898 году, режиссер-педагог, он обладал правом Вето «во всех вопросах литературного характера» по согласованию с К.С. Станиславским.
«Я вспоминаю о Чехове неотрывно от той или другой полосы моих личных, писательских или театральных переживаний. Мы жили одной эпохой, встречали одинаковых людей, одинаково воспринимали окружающую жизнь, тянулись к схожим мечтам, и потому понятно, что новые краски, новые ритмы, новые слова, которые находил для своих рассказов и повестей Чехов, волновали меня с особенной остротой.
Мы как будто пользовались одним и тем же жизненным материалом и для одних и тех же целей, потому, может быть, я влюблено схватывал его поэзию, его лирику, его неожиданную правду, - неожиданную правду, - неожиданную правду!
И затем нас одинаково не удовлетворял старый театр. Меня острее, потому что я больше отдавался театру, его - глубже, потому что он страдал от него самыми больными переживаниями непонятности, разочарованности, сдавленной оскорбленности.
Вот почему воспоминания о Чехове скрещиваются во мне с воспоминаниями о тех моих собственных путях, которые вели к рождению Московского Художественного театра…», - позже напишет
Вл.И. Немирович-Данченко.

Их первая встреча с А.П. Чеховым состоялась в 1888 году.
Свой восхищенный отзыв о «Черном монахе» (1895), «Бабьем царстве» (1895), «Дуэли» (1893) …..Вл. И. Немирович-Данченко напечатал в газете «Новости дня» , когда молодой писатель А.П. Чехов нуждался в похвале и поддержке. «Лиризм товарищества и дружбы, тяготение к тоскливым и бодрым мелодиям чеховского пера, наслаждение чеховским юмором - ночью, читая рассказы Чехова, хохотал в подушку, чтобы не разбудить всех спящих в доме, - все это влилось в чеховские постановки МХТ» (Л. Фрейдкина)

В ноябре 1888 года Вл.И. Немирович-Данченко пригласил Чехова «потолковать» о делах Общества драматических писателей.
В декабре 1895 года А.П. Чехов прислал долгожданную рукопись «Чайки» Вл.И. Немировичу-Данченко, а потом приехал к нему сам, чтобы выслушать мнение о ней.
Вл.И. Немирович-Данченко описывал эту встречу так:
«…Я подробно и долго разбирал пьесу. Я сидел за письменным столом перед рукописью, а он стоял у окна, спиной ко мне, как всегда заложив руки в карманы, не обернувшись ни разу, по крайней мере, в течение получаса и не проронив ни одного слова. Не было ни малейшего сомнения, что он слушал меня с чрезвычайным вниманием, а в то же время как будто так же внимательно следил за чем-то, происходившим в садике перед окнами моей квартиры… Было ли это от желания облегчить мне высказываться свободно, не стесняясь меня встречными взглядами, или, наоборот это было сохранение собственного самолюбия?»

Премьера «Чайки» состоялась в Александринском театре 17 октября 1896 года. А.П. Чехов видел спектакль, а Вл.И. Немирович-Данченко нет. 11 ноября 1896 года Вл.И. Немирович-Данченко пишет другу:
«Прости, что так долго не отвечал тебе. Все хотел или засесть за большое письмо, или хоть выслать книги. Но в заботах о пьесе, школе, Комитете и т.п. - все некогда», «Давно о тебе ничего не знаю, и это меня гложет. Не читал даже ни одной заметки о «Чайке». Слышал, что она не имела успеха или, точнее сказать, имела странный неуспех, и искренне больно мне было. Потом мои предположения подтвердились. Сумбатов был в Петербурге и присутствовал на 4-м представлении. Он говорит, что в таком невероятном исполнении лиц и настроений пьеса не могла иметь успеха. Чувствую, что ты теперь махнешь рукой на театр, как это делали и Тургенев, и другие».

После встречи с К.С. Станиславским и принятия решения о совместном создании Московского Художественного Театра одним из важных вопросов для Вл.И. Немирович-Данченко стал вопрос о репертуаре.
Он никогда не забывал о Чеховской «Чайке». И вот уже в письме к автору писал: «Даешь ты нам «Чайку» или нет. … Если ты не дашь, то зарежешь меня, так как «Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера. … Если хочешь, я до репетиций приеду к тебе переговорить о «Чайке» и моем плане постановки».
(12 мая 1898 года)
Спектакль по пьесе А.П. Чехова «Чайка» был поставлен в первый год создания Московского Художественно-Общедоступного Театра – 17 декабря 1898 года. (режиссеры: К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, Художник В.А. Симов).
15 августа 1898 года Вл.И. Немирович-Данченко писал в письме
к А.П. Чехову: «Успех «Чайки» - вопрос моего художественного самолюбия, и я занят пьесой с таким напряжением, какое у меня бывает, когда пишу сам».
«Все театры России и многие – Европы, - писал К.С. Станиславский в своей знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве», - пытались передать Чехова старыми приемами игры. И что же? Их попытки оказались неудачными. Назовите хоть бы один спектакль, который показал бы Чехова на сцене с помощью обычной театральности. А ведь за его пьесы брались не кто-нибудь, а лучшие артисты мира, которым нельзя отказать ни в таланте, ни в технике, ни в опыте.
И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое-что из того, что дал нам Чехов, и притом в то время, когда артисты театра и труппа находилась в стадии формации. Это случилось благодаря тому, что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он - особенный. И эта его особенность является нашим главным вкладом в драматическое искусство».

Специально для МХТ А.П. Чехов написал две пьесы:
«Три сестры», поставленные 31 января 1901 года ( Режиссеры:
К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.В. Лужский,
Художник В.А. Симов) и «Вишневый сад», поставленный в 1904 году
(режиссеры: К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко,
Художник В.А. Симов).
Одной из вдохновительниц творчества А.П. Чехова стала актриса МХТ
О.Л. Книппер. О своей встрече с писателем она писала так:
«В начале апреля я ненадолго приезжала в Ялту, а с половины апреля идет опять переписка. Таковы были внешние факты. А внутри росло и крепло чувство, которое требовало каких-то определенных решений. И я решила соединить мою жизнь с А.П., несмотря на его слабое здоровье и на мою любовь к сцене…
Верилось, что жизнь может и должна быть прекрасной, и она стала такой, несмотря на наши горестные разлуки, - они ведь кончались радостными встречами. Жизнь с таким человеком мне казалась нестрашной и нетрудной - он так умел отбрасывать всю тину, все мелочи жизненные и все ненужное, что затемняет и засаривает самую сущность и прелесть жизни.
В половине мая 1901 года Антон Павлович приехал в Москву. 25 мая мы повенчались и уехали по Волге, Каме, Белой до Уфы, откуда часов 6 по железной дороге в Андреевскую санаторию около ст. Аксеново».
В январе 1901 года уже была сыграна премьера спектакля
«Три сестры». А во время работы О.Л. Книппер писала А.П. Чехову о репетициях и ответы автора с нетерпением ждали актеры.
А.П. Чехов: «…Вишневскому скажи, что выеду я из Ялты с таким расчетом, чтобы успеть в Москве прорепетировать «Трех сестер», т.е. буду уже 16-го в ваших краях, сударыня. Если репетиции не будет, то я не стану смотреть «Трех сестер».
…Если испортите III акт, то вся пьеса пропала, и меня на старости лет ошикают. Тебя Алексеев в своих письмах очень хвалит, и Вишневский тоже. Я, хотя и не вижу, но тоже хвалю».
Из письма Немировича - Данченко к Чехову о репетициях «Трех сестер» от 22 января 1901 года: «Фабула развертывается, как в эпическом произведении, без тех толчков, какими должны были пользоваться драматурги старого фасона, - среди простого, верно схваченного течения…
Разница между сценой и жизнью только в миросозерцании автора, вся эта жизнь, жизнь, показанная в этом спектакле, прошла через миросозерцание, чувствование, темперамент автора. Она получила особую окраску, которая называется поэзией».
Спектакль имел большой успех.
В очерке «Три сестры», касаясь постановки пьесы А.П. Чехова, Леонид Андреев (псевдоним Джемс Линч) утверждает: «Не верьте, что «Три сестры» - пессимистическая вещь, родящая одно отчаяние да бесплодную тоску. Это светлая, хорошая пьеса. Сходите, пожалейте сестер, оплачьте вместе с ними их горькую судьбу и налету подхватите их призывный клич:
В Москву! В Москву! К свету!
К жизни, свободе и счастью!»)
(Джемс Линч и Сергей Глаголь (С. Сергеевич)
«Под впечатлением Художественного театра»
Топо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, Москва
февраль 1902 года.)

В спектакле «Три сестры» А.П.Чехова 1901 года
(Режиссеры: К.С.Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.В. Лужский
Художник - В.А.Симов, премьера – 31 января) роли исполняли актеры МХТ:

Вершинин - К.С. Станиславский,
Наташа – М.П. Лилина,
Маша – О.Л. Книппер-Чехова
Ирина – Н.Н. Литовцева,
Чебутыкин – А.Р. Артем,
Андрей Прозоров - В.В. Лужский,
Ирина – В.В. Барановская и другие.
Соленый - Л.М. Леонидов,
Ольга – М.Г.Савицкая,
Барон Тузенбах – В.И. Качалов.

«Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли, как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу.
Пусть раскроют ее вновь, изучат и доучат до конца». К.С. Станиславский.

Годы спустя, уже без К.С. Станиславского, Вл.И. Немирович-Данченко вновь обратится к драматургии своего любимого автора – он ставит
«Три сестры» А.П. Чехова в 1940 году.
В спектакле «Три сестры» А.П. Чехова 1940 года
(Режиссеры: Вл.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Литовцевой, И.М.Раевского,
художник - В.В.Дмитриев, премьера – 24 апреля) роли исполняли актеры МХАТ:

Наташа – А.П. Георгиевская,
Ольга – К.Н.Еланская,
Маша – А.К.Тарасова,
Ирина – А.И.Степанова,
Кулыгин – В.А. Орлов,
Соленый – Б.Н. Ливанов,
Анфиса – Н.А. Соколовская,
Андрей Прозоров – В.Я. Станицын,
Родэ – В.В. Белокуров,
Вершинин – М.П. Болдуман,
Барон Тузенбах - Н.П.Хмелев и другие.

«Мне этот спектакль очень дорог… Когда прошло сорок лет, нет смысла ставить по-старому. В работе над «Тремя сестрами» мы пошли вперед.
И по глубине, и по простоте… Искусство должно быть молодо»
(3, 4 апреля 1940 года Вл.И. Немирович-Данченко).
«Придет какая-то молодая труппа, очень талантливая, какие-то наши внуки, которые сумеют схватить все то, что сделал Художественный театр с Чеховым, и в то же время сумеют как-то осветить пьесу и с точки зрения новой жизни, и … тогда Чехов еще раз начнет жить для русской публики» Вл.И. Немирович-Данченко.

Спектакль «Три сестры» А.П. Чехова 1940 года Вл.И. Немировича-Данченко,
Н.Н. Литовцевой и И.М. Раевского был возобновлен несколько раз.
Режиссеры по возобновлению спектакля:
- И.М. Раевский (1958),
- Ю.Л. Леонидов и С.Г. Десницкий (1978),
- С.Г. Десницкий (1983),
- Т.В. Доронина и Л.И. Губанов.
МХАТ им. М. Горького (1987)

В них блестяще сыграли роли в пьесе А.П. Чехова актеры Художественного театра:

Чебутыкин - А.Н. Грибов,
Маша - М.В. Юрьева,
Барон Тузенбах – Ю.Э. Кольцов,
Ольга - К.Н. Головко,
Ирина - Р.В. Максимова,
Андрей Прозоров – Н.П. Алексеев,
Наташа – К.И. Ростовцева,
Ольга – И.П. Мирошниченко,
Маша – Т.В. Доронина,
Ирина – С.И. Коркошко. Ввод в 1968 году,
Кулыгин – В.С. Давыдов. Ввод в 1968 году,
Барон Тузенбах - А.В. Мягков,
Чебутыкин - Е.А. Евстигнеев. Ввод в 1976 году.

В современном спектакле «Три сестры» А.П. Чехова 1997 года
(Режиссер-постановщик - О.Н. Ефремов, режиссер – Н.Л. Скорик,
художник В.Я. Левенталь, премьера – 25 февраля) роли исполняли актеры МХАТ им. А.П. Чехова:

Маша – Е.В. Майорова,
Ольга – О.Б. Барнет,
Ирина - П.В.Медведева,
Андрей Прозоров – Д.В. Брусникин,
Наташа – Н.С. Егорова,
Маша – В.Ю. Сотникова,
Барон Тузенбах – В.В. Гвоздицкий,
Вершинин – С.А. Любшин,
Чебутыкин – В.М. Невинный,
Соленый – А.Д. Жарков,
Кулыгин – А.В. Мягков и другие.

На выставке представлены из фондов Музея МХАТ:
- Фотографии М.А. Сахарова, А.А. Горнштейна, И.А. Александрова
сцен из спектаклей, а также актеров, занятых в спектакле
«Три сестры» А.П. Чехова разных лет постановки, а также
их создателей.
- Копии эскизов декораций В.А. Симова к спектаклю «Три сестры» А.П.Чехова. 1901
Копия В.Г. Платонова
- Копии эскизов декораций В.В. Дмитриева к спектаклю «Три сестры» А.П.Чехова. 1940
- Копии эскизов декораций В.Я. Левенталя к спектаклю «Три сестры» А.П.Чехова. 1997

- Костюмы:
К.С. Станиславского для роли Вершинина
«Три сестры» А.П. Чехова. 1901

О.Л. Книппер-Чеховой для роли Маши
«Три сестры» А.П. Чехова. 1901

М.В. Юрьевой для роли Маши
«Три сестры» А.П. Чехова. 1940

Е.В. Майоровой для роли Маши
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

П.В. Медведевой для роли Ирины
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

О.Б. Барнет для роли Ольги
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

А.Д. Жаркова для роли Соленого
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

В.М. Невинного для роли Чебутыкина
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

Н.С. Егоровой для роли Наташи
«Три сестры» А.П. Чехова. 1997

- Макет (копия) художника В.А. Симова
к спектаклю «Три сестры» А.П. Чехова. 1901

- В витрине подлинные документы по созданию спектаклей, эскизы
и программки:
- Программки спектаклей «Три сестры» А.П. Чехова разных лет

- КАРМАННАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Художественный театр.
ТРИ СЕСТРЫ
ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЕАТРАЛЪ.
МОСКВА

- Основной и запасной составы исполнителей ролей
«ТРИ СЕСТРЫ» А.П. Чехова. Сезон 1912 года

- Предполагаемый репертуар спектаклей и репетиций
от 19-го по 29-е ноября 1906 года.
Московский Художественный театр.

- В.Я. Левенталь
Альбом с эскизами костюмов
к спектаклю «Три сестры» А.П. Чехова. 1997

- Книга:
Джемс Линч и Сергей Глаголь (С. Сергеевич)
«Под впечатлением Художественного театра»
Топо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К, Москва
февраль 1902 года.
(Джемс Линч – Леонид Николаевич Андреев, Сергей Глаголь – его друг, Сергей Сергеевич Голоушев, врач, художник-пейзажист, журналист, художественный и театральный критик).

Выставка выполнена под руководством:

Директора Музея МХАТ М.Н. Бубновой,
Заместителя директора по научной работе М.Ф. Полкановой;
Главного хранителя В.Я. Кузиной;
Автор - заведующая экспозиционно-выставочным отделом
О.Д. Полозкова;
В подготовке принимали участие научные сотрудники
и работники Музея МХАТ:
Г.А. Самозванцев, М.С. Корюков, В.И. Носов, E.В. Верхотурова
Е.А. Ефстафьева, О.В. Серебровская, Е.И. Сикирина,
М.И. Смоктуновская, Л.Н. Медошина
Печать фотографий, верстка и печать афиши - Г.А. Самозванцев

Выставка открыта для посещения в часы работы Музея МХАТ и дни показа спектаклей на Основной сцене театра до 12 апреля 2016
Справки по телефонам Музея МХАТ:
8(495) 692-51-87, 692-38-66
Адрес: Камергерский пер., д.3, вход на Основную сцену театра
Проезд: станции метро «Охотный ряд», «Театральная», «Пушкинская».
13 просмотров

Читайте также:

Куда сегодня можно сходить в Москве с 10 июня 2014

Куда сегодня можно сходить в Москве с 10 июня 2014

Что интересного можно посмотреть сегодня в Москве? Все просто сходите в Музей «Этномир» представляет собой этнографический парк, который расположен на границе Калужской и Московской области. Был об...
Все - к реке!

Все - к реке!

Все - к реке! День знаний. 1 сентября. Муром. В этот день во всех школах праздник. Открывается новый сезон и у школьных музеев. В частности, в музее школы №5 города Мурома. Этот музей входит в ту...
О Звезде:  Тюмень музей проводит интереснейшие экскурсии,где старинные часы так и тикают вечность,звон Тюменских исторических курантов всегда

О Звезде: Тюмень музей проводит интереснейшие экскурсии,где старинные часы так и тикают вечность,звон Тюменских исторических курантов всегда

Тюмень музей проводит интереснейшие экскурсии,где старинные часы так и тикают вечность,звон Тюменских исторических курантов всегда сопровождается изумительным ходом часов!Можно даже иногда завести ...
О Звезде:  Ах посмотрим на самую большую выставку попугае,обезьян,и лемуров в Тюмени -смотрите полный обзор и приходите!вам ждет в их числе

О Звезде: Ах посмотрим на самую большую выставку попугае,обезьян,и лемуров в Тюмени -смотрите полный обзор и приходите!вам ждет в их числе

Ах посмотрим на самую большую выставку попугае,обезьян,и лемуров в Тюмени -смотрите полный обзор и приходите!вам ждет в их числе прикольный Гомодрил и маленькие чудики мартышки!Они покажут вам фоку...

Комментарии