«Сегодня, 15 марта, исполнился 81 год со дня рождения Леонида Георгиевича Енгибарова
Предлагаем вашему вниманию фильмы с участием Леонида Енгибарова
1. «Сердце на ладони. Леонид Енгибаров» 2. «Леонид Енгибаров, знакомьтесь!» (1966) 3. «Леонид Енгибаров - Репризы» 4. «Путь на арену» (1963) 5. «Леонид Енгибаров» (Все клоуны выпуск 4) (1986) 6. «2-Леонид-2» (1970) 7. «Леонид Енгибаров - Канатаходец» 8. «Леонид Енгибаров - Зонтик» 9. «Леонид Енгибаров - Как уходили кумиры»
Леонид Георгиевич Енгиба́ров (арм. Լեոնիդ Ենգիբարյան; 15 марта 1935, Москва — 25 июля 1972, Москва) — клоун-мим, выступавший в амплуа «грустный клоун», писатель. Народный артист Армянской ССР (1971).
Биография:
Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве, в семье повара и портнихи. Его отец (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы “Метрополь”, мать была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семья Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще. Всю жизнь прожил в старом деревянном доме в Марьиной Роще.
С детства полюбил стихи Пушкина, сказки Андерсена и кукольный театр.
Ещё будучи школьником, стал заниматься боксом.
В 1952 году, окончив среднюю школу, Леонид поступает в институт рыбного хозяйства, но, не проучившись и полгода, переводится в институт физкультуры, где начинает профессионально заниматься боксом и уже через два года получает 1-й разряд в этом виде спорта.Но вскоре уходит и оттуда, поняв, что профессиональный спорт — это не его призвание.
В 1955 году, Л. Енгибаров поступает в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ) на отделение клоунады. Его режиссёром-педагогом стал Юрий Павлович Белов. Это был единственный режиссёр, с которым работал Енгибаров на протяжении всей своей жизни. (Не считая кинорежиссёров, в фильмах которых он снимался).
Ещё будучи студентом, Енгибаров стал выступать (с 1956 года) на эстраде в качестве мима. В 1959 году
Енгибаров закончил училище. Он выпустился как «соло-клоун».
Краткая автобиография
«Родился я в Москве. Девять лет провел на ринге. Заповедь «ударили по правой щеке, подставь левую» считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в 22 года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда же, поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю: а вдруг явится настоящий сценарист...
Люблю: море, осень... Винсента Ван-Гога.
Боюсь: благополучия.
Главное для меня в жизни — чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас.
Л.Енгибаров.»
Леонид Енгибаров вошёл в историю цирка как яркий представитель философской клоунской пантомимы. Рано поднявшись на вершину славы, он приковал к себе внимание прессы. О нём много написано, многое он сказал о себе сам в книгах, статьях и интервью.
Леонид Енгибаров впервые стал использовать на арене цирка такой малоизвестный тогда жанр, как поэтическая клоунада.
Его репризы не заставляли зрителей хохотать, а призывали думать, размышлять. Енгибаров не был похож на обычных клоунов того времени – в его внешности отсутствовали смешные одежды, не было привычных больших башмаков и клоунского носа. Он не произносил ни слова – но выходя на арену, он заставлял зрителей плакать от смеха.
«Клоун с осенью в сердце» потрясал и удивлял, вызывал улыбку и погружал в раздумья. Как и все талантливые люди, рано уходящие из жизни, Леонид Енгибаров не успел сделать и рассказать все. Но он оставил после себя большое духовное наследие, что сохраняет память о нем в каждом, кто его любил.
В день смерти Леонида Енгибарова, 25 июля 1972 года, в Москве была небывалая жара и засуха. Уже неделю в Подмосковье горели торфяные болота. Енгибарову стало плохо, врач диагностировал отравление.
Но Леонид умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет…
Когда 27 июля Леонида Енгибарова хоронили на Ваганьковском кладбище, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Юрия Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...
На могиле великого клоуна и сейчас постоянно стоят живые цветы.
«Енгибарову — от зрителей»
(Владимир Высоцкий)
«Шут был вор: он воровал минуты —
Грустные минуты тут и там.
Грим, парик, другие атрибуты
Этот шут дарил другим шутам.
В светлом цирке между номерами,
Незаметно, тихо, налегке
Появлялся клоун между нами
Иногда в дурацком колпаке.
Зритель наш шутами избалован —
Жаждет смеха он, тряхнув мошной,
И кричит: «Да разве это клоун?!
Если клоун — должен быть смешной!»
Вот и мы... Пока мы вслух ворчали:
«Вышел на арену — так смеши!» —
Он у нас тем временем печали
Вынимал тихонько из души.
Мы опять в сомненье — век двадцатый:
Цирк у нас, конечно, мировой,
Клоун, правда, слишком мрачноватый —
Невеселый клоун, не живой.
Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал —
Горе наше брал он на себя.
Только — балагуря, тараторя —
Всё грустнее становился мим,
Потому что груз чужого горя
По привычке он считал своим.
Тяжелы печали, ощутимы —
Шут сгибался в световом кольце,
Делались всё горше пантомимы,
И — морщины глубже на лице.
Но тревоги наши и невзгоды
Он горстями выгребал из нас,
Будто многим обезболил роды,
А себе — защиты не припас.
Мы теперь без боли хохотали,
Весело по нашим временам:
«Ах, как нас прекрасно обокрали —
Взяли то, что так мешало нам!»
Время! И, разбив себе колени,
Уходил он, думая своё.
Рыжий воцарился на арене,
Да и за пределами её.
Злое наше вынес добрый гений
За кулисы — вот нам и смешно.
Вдруг — весь рой украденных мгновений
В нём сосредоточился в одно.
В сотнях тысяч ламп погасли свечи.
Барабана дробь — и тишина...
Слишком много он взвалил на плечи
Нашего — и сломана спина.
Зрители — и люди между ними —
Думали: вот пьяница упал...
Шут в своей последней пантомиме
Заигрался — и переиграл.
Он застыл — не где-то, не за морем —
Возле нас, как бы прилёг, устав,—
Первый клоун захлебнулся горем,
Просто сил своих не рассчитав.
Я шагал вперёд неукротимо,
Но успев склониться перед ним.
Этот трюк уже не пантомима:
Смерть была — царица пантомим!
Этот вор, с коленей срезав путы,
По ночам не угонял коней.
Умер шут. Он воровал минуты —
Грустные минуты у людей.
Многие из нас бахвальства ради
Не давались: проживём и так!
Шут тогда подкрадывался сзади
Тихо и бесшумно — на руках...
Сгинул, канул он — как ветер сдунул!
Или это шутка чудака?..
Только я колпак ему — придумал,
Этот клоун был без колпака.»
1972
Книги о великом артисте:
«Леонид Енгибаров: Мим, говорящий с вечностью» М.Романушко, 2010 г.
«Леонид Енгибаров: Клоун глазами поэта» М.Романушко, 1-е издание 2008 г., 2-е издание 2011 г.
«Не прощаюсь с тобой» М.Романушко, 1997 г.»
Сердце на ладони. Леонид Енгибаров
Великие клоуны.Знакомьтесь, Леонид Енгибаров! / 1966
ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ - Репризы
"Путь на арену"(1963)
Леонид Енгибаров
2-Леонид-2 (1970)
★ Леонид Енгибаров - Канатоходец
★ Леонид Енгибаров - Зонтики
ЛЕОНИД ЕНГИБАРОВ - Как уходили кумиры