Новости Мир: Библейское учение о смешанном браке Ветхий Завет Ветхий Завет покрывает очень большой промежуток истории человечества от со творения


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Яснов
Новости Мир:  Библейское учение о смешанном браке Ветхий Завет Ветхий Завет покрывает очень большой промежуток истории человечества от со творения
Библейское учение о смешанном браке
Ветхий Завет
Ветхий Завет покрывает очень большой промежуток истории человечества (от со­творения мира по IV в. до Р.Х.), что делает обобщения очень непростой задачей. Тем не менее, если постараться выразить в одном предложении учение Ветхого Завета по вопросу смешанного брака, то можно уверенно сказать, что Божья воля в отношении Своего избранного народа заключалась в том, чтобы люди женились и выходили замуж за тех, кто разделяет с ними веру в истинного Бога.
Предпосылки
Авраам потребовал, чтобы жена для сына своего Исаака (избранного семени Авраама, см. Гал.4:22-28; Евр.11:17-18) была взята не из Хананеев, которые не поклонялись истинному Богу, а из числа тех, которые знали истинного Бога (Быт.24:3-4). Исаак в последствии запретил Иакову брать жену «из дочерей Ханаанских» (Быт.28:2,6).
Прямой запрет
После того, как Бог вывел Свой избранный народ из Египта и вступил с ним в за­вет Господь полностью запретил браки с языческими народами, окружавшими Израиль. В Исх. 23:32-33 и 34:12 Бог запрещает вступать с языческими народами в завет (а значит и брак).
Не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью (Исх.23:32-33).
Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас (Исх.34:12, см. тж. Исх.34:15).
В Исх. 34:16 мы видим прямое запрещение против брака с языческими народами.
Не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих (Исх.34:16).
Бог повторил запрет непосредственно перед входом в землю обетованную:
Не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя (Втор.7:2-4).
Неемия напрямую называет смешанный брак грехом:
Вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен? (Неем.13:27)
Ездра называл такой брак «беззаконием» (Езд.9:2,6), «отступлением (Езд.9:10-12) и «нарушением» заповедей (Езд.9:14), каялся и призывал людей к покаянию (Езд.9-10).
В каждом случае Бог объясняет запрет тем, что брак с языческими народами угрожает тем, что народ избранный уклонится от поклонения Богу истинному и начнет поклоняться богам языческим и понесет справедливое наказание от Гос­пода.
Посему всячески старайтесь любить Господа Бога вашего. Если же вы от­вратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались между вами, и вступите в родство с ними и будете ходить к ним и они к вам, то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас наро­ды сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и тер­ном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, кото­рую дал вам Господь Бог ваш (Иис.Нав.23:11-13).
Уточнение
Запрет против смешанного брака был вопросом религиозных, а не национальных или расовых отличий. Язычники из разных народов, принимающие веру в истин­ного Бога, могли полностью инте­грироваться в еврейское общество (напр. Рахав и Руфь, которые не только стали членами избран­ного народа, но и попали в число предков Иисуса Христа, см. Мтф.1:5; Евр.11:31).
Следствия неповиновения
Божьи опасения о разрушительном действии смешанных браков многократно оправдываются свидетельством Ветхого Завета.
Чего Валак, царь Моавитский и враг Израиля, не мог добиться путем прямого про­клятия Изра­ильтян от Валаама (Числ.22-24), он смог достичь посредством сме­шан­ных браков между Израильтянами и Моавитянами (Числ.25:1-6), пока Финеес своим действием не прекратил «поражение сынов Израилевых» от Господа (Числ. 25:7-8).
После смерти Иисуса Навина Изральский народ стал служить идолам в результате смешанных браков.
И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астар­там (Суд.3:6-8).
Соломон, мудрейший из людей (3Цар.4:29-34), не смог устоять от пагубного влияния «чуже­странных женщин».
И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хетте­янок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его (3Цар.11:1-3 и далее 3Цар.11:4-11, а также Неем.13:23-27).
Исключения?
Возможно кто-то вспомнит Иосифа, о котором сказано, что фараон «дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского» (Быт.41:45) и о Есфири, которую языческий царь Артаксеркс взял себе в жены (Есф.2:1-18). Не являются ли они исключениями из общего правила?
Некоторые с готовностью будут рассказывать об «удачных» смешанных браках и требовать на этом основа­нии снисхождения в этом вопросе по отношению к самим себе или к своим детям.
Очевидно, что как Иосиф, так и Есфирь оказались в смешанном браке не по своей инициативе. Необходимо учесть, что во время пребывания Иосифа в Египте (XIX-XVIII вв. до Р.Х.) прави­ла династия Хиксос, которая была семитского происхожде­ния и подобно евреям возможно унаследовала знание об истинном Боге. Более того, Иосиф к моменту своего брака своим свидетельством добился того, что фараон и его окружение начали слушаться истинного Бога.
Эти примеры не являются противоречием общему учению ВЗ о смешанных браках. Они лишь свидетельство того, что Бог не оставляет своей милостью оказавшихся в трудных обстоятельствах не по своей воле и полностью соответствуют повелению Господа в НЗ верующим «не разводиться» с неверующими согласными жить с ними в уже существующем браке, потому что «неверующий муж освящается женою верую­щею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14).
Если же апеллировать к опыту, то на каждый «удачный» смешанный брак суще­ствует множество неудачных, жертвы которых возвращаются в церковь с болью в сердце и часто с разрушенной семейной жизнью. «Удачным» в таком случае назы­вают брак, в котором супруги нашли способ гармоничного сосуществования и ко­торый не распался по прошествии короткого времени. Однако, стандартом брач­ного успеха является сильная духовная жизнь и совместное служение Господу, поэтому смешанные браки вовсе нельзя назвать успешными. Не стоит забывать, что даже относительно-позитивный опыт таких пар не может служить оправда­ни­ем для нарушения прямого запрета Господня. Для верующего человека брак на неверующем однозначно является актом непослушания благой и совершенной воле Бога.
Учение Нового Завета
Новый Завет поражает широтой распространения евангелия, которое предлагается всем народам без исключения. В Новом Завете Бог продолжает формировать Свой особый, избранный, святой народ – Церковь, которая является «истинным Изра­илем» и призвана быть в мире, но не от мира (Ин.17:14-16). Божьи законы для жизни Израиля в Ветхом Завете применимы и к Церкви в Новом Завете.
Предостережение
Даже если верующий человек вступает с намерением изменить неверующего, обрат­ное про­исходит гораздо чаще.
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33).
Здесь действует простая мудрость: «Если потереть чистую руку о грязную, получится две грязных руки».
Предположение
1Кор.9:5 «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» В данном стихе речь идет, конечно, не о кровной сестре, а о сестре в Господе, т.е. о христианке. Очевидно, что Павел в вопросе брака подразумевает единство вероисповедания для христианских семейных пар, как призванных служителей Бога. Такое предпо­ложение должно быть базовым для каждого христианина. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам.3:3).
Ограничение
1Кор.7:39 «только в Господе». Павел учит, что после смерти супруга брак возмо­жен, но только за человека верующего. Если это ограничение действует по отноше­нию к браку после смерти первого супруга или супруги, оно обязательно действует и по отношению к браку вообще, иначе оно просто не имеет смысла.
Запрет
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение правед­ности с безза­конием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая сов­местность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них ; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Гос­подь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы бу­дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (2Кор.6:14-18).
Данный отрывок не упоминает слово «брак». Дух Святой через апостола Павла предосте­регает верующих против любого союза или общения, в котором наблюда­ется несовмести­мость. Речь идет не о контакте с неверующими людьми, а о взаимо­связующих обязатель­ствах, которые люди берут на себя в таких отношениях.
Логические соображения
В смешанном браке духовное единство и духовная близость невозможны. Христи­анские ценности брачной жизни не являются абсолютными ценностями для неве­рующего человека, что изначаль­но ставит будущее смешанного брака в высокую категорию риска.
Слава Божия в браке
1Кор.10:31 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». Брак с человеком неверующим не прославляет Бога, хотя бы потому, что неверующий изначально не стремится славить Бога и не считает эту цель главной в своей жизни. Вступать в брак с целью переменить духовные убеждения друг друга вряд ли можно назвать честной и благородной целью. Такой подход обрекает брак на постоянное противостояние и конфликт супругов. Брак существует для того, что­бы два человека вместе могли возрастать и укрепляться в познании Господа и жить для славы Его. Смешанный брак изначально не ставит перед собой такой цели.
Образ Христа и Церкви
С богословской точки зрения брак между мужчиной и женщиной является симво­лом духов­ного союза между Богом и Его избранным народом. В Ветхом Завете мно­гократно использу­ется образ невесты или жены по отношению к Израилю (Ис. 54:6; Ис.62:5; кн. Осии), в Новом Завете церковь представлена как обрученная невеста и жена Христа (2Кор.11:2; Еф.5:23-33). В книге Откровения кульминацион­ным событием является брак между Агнцем и единым искупленным Им народом (Откр.19:7; см.21:9). Если это так и в браке люди должны отра­жать красоту Божьей любви к Своему народу, то как немыслимо, чтобы Христос сочетался с людьми, которые отвергают Христа, так должно быть немыслимо для верующего человека сочетаться с неверующим.
Влияние на супруга(у)
Если брак совершается без согласия в фундаментальных вопросах веры и жизни, то эти вопросы признаются недостаточно серьезными. Христианин, готовый на такой поступок, несет ответственность за то, что его супруга будет воспринимать вопросы веры не очень серьезно, что послужит преградой для обращения неверу­ющего(ей) супруга(и) к Господу.
Влияние на себя
Между верующим и неверующим существует очевидная духовная несовместимость (2Кор. 6:14-7:1; Еф.2:1-3). Непонятным остается почему христианин, который по определению дол­жен всем сердцем и душой стремиться жить в послушании Богу, желает связать свою жизнь с человеком, который не разделяет любви к Богу. Духов­ное состояние такого христианина явно не на должном уровне и предполо­жение, что он сможет обратить своего неверующего супруга или супругу вряд ли можно назвать разумным. В таком браке не неверующий при­ближается к Богу, а верующий удаляется от Бога. Такой брак ведет к жизни в духовном поражении (И.Н.23:11-13).
Христианин вступающий в брак с неверующим человеком должен сознательно при­нять воз­можность того, что его супруга возможно никогда не придет к упов­анию на спасительную благодать Господа. Либо христианин будет вынужден жить в постоянном компромиссе ве­ры, либо бороться за изменение убеждений своей супру­ги. Если он этого не делает, тогда в нем постоянно будет жить вина и неудов­летворенность в том, что он не способен повлиять на самого близкого человека. Каков будет вес ответственности, когда христианин предста­нет пред Господом в судный день? Как такой человек сможет пребывать в вечности с созна­нием того, что его супруга в тот момент находится в месте вечных мук?
Влияние на детей
Раздвоенность в вопросах веры и жизни либо не позволит супругам серьезно отно­сится ни к одной системе вероисповедания, либо будет поводом для постоянной конкуренции. Дети воспитываемые в такой атмосфере постоянно будут перед вы­бором, кому из родителей угождать. Скорее всего смешанные браки воспитывают неспособность или нежелание вни­кать в вопросы веры. Существует большая веро­ят­ность того, что дети от смешанного брака уйдут от Господа (Втор.7:3-4; Неем. 13:23-27).
Если верующий состоит в браке с неверующим
Слово Божие дает наставление христианам, находящимся в браке с неверующими во Христа, оставаться в браке:
1) Не разводиться (1Кор.7:12-13);
2) Жить в смирении праведной жизнью, чтобы, если возможно, приобрес­ти неверующего для Господа (1Кор.7:14-16; 1Птр.3:1).
Можно ли евангельскому верующе­му вступать в брак с православным верующим?
Православная церковь негативно относится к смешанным бракам и позволяет их только при условии, что дети будут воспитаны в православной вере.
Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16:5; Флм.1:2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершен­ствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьез­ную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь счи­тает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Госпо­де» (1Кор.7:39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.
… В том же правиле и других канонических определениях (IV Вс. Соб. 14, Лаод. 10, 31), равно как и в творениях древних христианских писателей и отцов Церкви (Тертуллиан, святитель Киприан Карфа­генский, блаженный Феодорит и блаженный Августин), возбраняется заключение браков между право­славными и последователями иных религиозных традиций.
Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Цер­ковь как в прошлом, так и сегод­ня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Вос­точных Церк­вей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в право­славной вере.
«Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» в Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, X. 2
Может ли евангельский верующий согласиться на такие условия? Элементарное уважение к вере друг друга требует от евангельского и православного верующего отказа от возможного брачного союза.
Заключение: Тот факт, что данный вопрос сегодня стоит с особой остротой перед евангельскими верующими, свидетельствует о серьезной деградации внутри ев­ангельских церквей. На самом деле вопрос должен звучать не «Позволительно ли…?», а «Почему некоторые христиане хотят связать свою жизнь с людьми, кото­рые не любят Господа Иисуса?». Исследуя Слово Божие, можно однозначно утвер­ждать, что Бог расценивает смешанные браки как грех и нарушение Его благой и совершенной воли, влекущие за собой многочисленные трудности и духовные падения.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 138 просмотров

Комментарии