Новости РУ: Буквально несколько соображений по поводу афиши Новосибирского транзита .


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Даниленко
Буквально несколько соображений по поводу афиши "Новосибирского транзита". Смотрели многое, но вышла афиша спектаклей молодых режиссуров. Кроме "Колыбельной для Софьи" Алексея Песегова и "Ревизора" Сергея Афанасьева, все спектакли поставлены молодыми постановщиками, приобретшими вес, известность буквально на наших глазах. Это очень отрадное явление. Во-первых, это говорит о восточном регионе России как о средоточии вакансий - здесь можно дебютировать и развиваться, а также свидетельствует о том, что доверие к молодым, проявленное тут, - это условие успеха. Более того, как ни парадоксально, почти все спектакли сделаны в большой форме, и это тоже новость, так не было раньше. Последние годы мы только и говорили о доминанте малой сцены, об интимизации театра. Доверие к молодым выразилось еще и в том, что им доверили большие сцены. И поколение не проиграло. Симптоматичен приход Сергея Левицкого в театр: артист бурятского русского театра, обучившись в Москве, возвращается домой и получает возможности для роста, а Бурятия получает самобытного художника, воспитанного внутри родной среды. Судя по реакции молодой части зала в Улан-Удэ, непростые, неочевидные опыты Левицкого находят здесь горячий восторг как нечто невиданное, совпадающее с ритмом сегодняшнего дня.

12 спектаклей из 16 поставлены на территории Сибири, мощной театральной державы. Два - с Дальнего Востока, что уже очень отрадно, учитывая, что это регион, традиционно остающий в отношении театра. А вот два спектакли из Уральского федерального округа - повод задуматься. Только малые города Серов и Каменск-Уральский представляют Урал, но где же столицы, областные города? Пермь по странности не входит в УрФО, Кама - приток Волги, поэтому она официально принадлежит Приволжскому федеральному округу, не может рассматриваться. Но в том и дело, что театральная жизнь Урала сегодня в значительной степени сконцентрировалась в Пермском крае, а Челябинск и Екатеринбург остают на несколько позиций. Повод задуматься, не пора ли что-то менять.

Пять спектаклей из 16-ти - о войне. Собственно такова же и афиша сегодняшней "Золотой Маски", где тема война отчетливо лидирует в содержательной стороне. Это, к счастью, антивоенные, пацифистские высказывания, какие мы видим и во "Фронтовичке" Сергея Левицкого, и в "Войне" Александра Огарева, и в "Победителях" Дмитрия Егорова. Война беспокоит режиссуру, мучает, и апокалиптика, свойственная разговору о милитаризме, разворачивается на примере военной истории: первой и второй мировой войны, афганской войны. Тут не просто антимилитаризм, тут разговор о коррозии человечности, о необратимой травмированности человека, пережившего военные действия, об умирании души. Ярче всего тема звучит во "Фронтовичке" - современной пьесе о том, как военная философия черно-белого мира искажает мирную жизнь.

Очень интересный "Ревизор" у Сергея Афанасьева. Городничний в исполнении великолепного, с удивительной пластикой Андрея Яковлева (артист, показывающий присутствие интеллекта как иронический комментарий исполнителя к своей роли) словно приводит к жизни угасшие тени, и чиновники являются в этот мир как зомби, выходцы с того света. Обросли уродливыми засосами, глаз вытек, наружу мозг, эти тени прошедшего вновь наводняют Россию. Уже обретя человеческий облик, ассимилировавшись, напоминают о своей природе насекомоподобным цыканием, инфернальными видениями - Городничний словно всегда советуется с миром, который его выпустил на свет божий. Чиновники угощают Хлестакова аляповатым, пестрым, вульгарно-сувенирным хором русских баб, распевающих механически, роботизированно патриотические песни с пряничными улыбками.

В документальном, очень сухом, сдержанном спектакле "Победители" (Томский ТЮЗ) Дмитрий Егоров проводит паралелль между трамвами Второй мировой войны ("У войны не женское лицо" Алексиевич) с бессмысленной резней в Афганистане ("Цинковые мальчики" Алексиевич): здесь вскрывается механизм зависимости - гордость победы без осмысления травм и послевоенного отчаяния дает повод для нового конфликта.

В спектакле новосибирского "Красного факела" "Довлатов. Анекдоты" Павел Поляков тонко, с интеллектуальной иронией играет Довлатова, с которым во многом совпадает портретно. Веселая, в самом деле анекдотическая стихия советского абсурда, явленная в беллетристике Довлатова, отражается в судьбе писателя как в кривом зеркале. Это агония, беснование несвободного, измучавшегося человека, разорванного между любовью к живому русского языку и неспособностью полноценно реализовать свой талант. Страстотерпие большого художника, распятого своей неуютной эпохой, где искрометные шутки оказываются на деле формой, проявлением колоссального отчаяния.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 63 просмотра

Комментарии