Новость: Почему обанкротился АвтоВАЗагрегат и что его ждет Сайт Авто Детали взял у основного акционера АвтовазАгрегата Виктора Козлова интервью,


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Лариса
Новость:  Почему обанкротился АвтоВАЗагрегат и что его ждет Сайт Авто Детали взял у основного акционера АвтовазАгрегата Виктора Козлова интервью,
Почему обанкротился "АвтоВАЗагрегат" и что его ждет?

Сайт "Авто Детали" взял у основного акционера "АвтовазАгрегата" Виктора Козлова интервью, в котором он рассказал о текущей ситуации и причинах кризиса на предприятии.

24 февраля был задержан, а затем 26-го – отпущен, бывший генеральный директор обанкротившегося тольяттинского ОАО «АВТОВАЗагрегат» Виктор Козлов по обвинению в хищении 1 млн. рублей. За несколько дней до инцидента «Самарскому Обозрению» удалось получить интервью у бизнесмена. Его опубликовали «Детали-Авто». Интервью можно назвать скандальным, в нем много очень серьезных обвинений в адрес руководства АВТОВАЗа.

- Расскажите, что произошло с предприятием...

- АВТОВАЗагрегат - банкрот, и причин этому несколько. Но главная причина, как я считаю, невыполнение контрактных обязательств со стороны основного покупателя нашей продукции – АВТОВАЗа о приобретении основных производственных мощностей предприятия.

- Кто был инициатором сделки?

- Господин Бу Андерссон (президент ОАО «АВТОВАЗ» - прим. ред.) Я это могу подтвердить его письмами, которые у меня сохранились. Мы согласились не сразу, шло длительное обсуждение условий сделки. Он обратился в ноябре 2014 года, после нового года начались переговоры по этой теме. Договориться удалось только к концу марта 2015 года. Условия сделки были зафиксированы в меморандуме.

- Какова была сумма сделки?

- Суммарно, с учетом передачи всех активов в обе стороны, составляла 2,3 млрд. рублей. В эту сумму входило административное здание, которое АВТОВАЗ нам передал, 355 млн. рублей денежными средствами, остальное – обязательства по долгу перед Новикомбанком.

Кроме того, Бу Андерссон помог нам продать нашу долю в СП АВТОВАЗагрегата с германской компанией Eberspacher, но это был взаимный интерес. АВТОВАЗу не нужна была доля в Eberspacher, и он был заинтересован в том, чтобы этот актив был продан.

Кроме того, было еще одно условие сделки. Был подписан контракт, предусматривающий увеличение заказа для АВТОВАЗагрегата за счет роста его доли в поставках сидений на АВТОВАЗ. До этого мы поставляли от 30 до 50 процентов сидений для разных моделей Lada. Если бы АВТОВАЗ выполнил этот контракт, АВТОВАЗгрегат был бы загружен в две смены, и благодаря этому, мы устанавливали приемлемые для АВТОВАЗа цены. Но договор почти сразу же начал нарушаться. Заказ все равно передавался нашим конкурентам: ООО «ТПВ рус» и ООО «Ладапласт-Т».

- АВТОВАЗ заявлял, что срыв сделки по покупке производственного комплекса по выпуску сидений произошел из-за того, что АВТОВАЗагрегат накапливал задолженность перед субпоставщиками. И даже были неофициальные заявления со стороны вазовских менеджеров, что деньги с предприятия куда-то выводились…

- Никакого вывода активов не было. Есть соответствующие подтверждения со стороны правоохранительных органов. АВТОВАЗ был в курсе ситуации на АВТОВАЗагрегате, потому что им был дан полный допуск ко всей нашей бухгалтерии. У предприятия имелась не сальдированная кредиторская задолженность в размере 1,4 млрд. рублей. Сальдированная задолженность составляла на 1 июля прошлого года всего на всего 200 млн. рублей. Поэтому когда АВТОВАЗ заявляет, что сделка сорвалась из-за накопления нами кредиторской задолженности, это фальсификация и ложь. Рост был, но он был незначительный, и покрывался другими активами предприятия, которые у него оставались на момент сделки.

Оставалось оборудование для производства систем выхлопа отработанных газов (СВОГ) на старые модели, которое мы собирались переносить на другую площадку и продолжать выпуск, оставалось здание закупок, которое нам АВТОВАЗ передавал в процессе сделки, оставались акции ОАО «БелЗАН», стоимостью ориентировочно около 1 миллиарда рублей.

Даже средств, которые оставались от аванса АВТОВАЗа, вполне могло хватить для покрытия кредиторской задолженности. Поэтому говорить о том, что АВТОВАЗагрегат перед кем-то мог не выполнить свои обязательства, это глупость. Активы предприятия превышали пассивы на момент сделки примерно на полтора миллиарда рублей.

На самом деле причина отказа от сделки, на мой взгляд, в другом. Для того чтобы закрыть сделку АВТОВАЗу нужны были деньги, но в мае, когда подошел срок, денег уже не было. Автозавод в этот период уже задерживал расчеты со своими поставщиками. Он просто не в состоянии был выполнить эту сделку, и Андерссон от нее отказался, причем отказался не сразу, тянул время фактически до июля. Именно из-за этого АВТОВАЗагрегат и получил основные убытки.

Мы проработали с убытками весь 2014 год. Закрыли их частично деньгами акционеров, затем средствами от продажи доли в СП с немецкой фирмой Eberspacher. Нужны были сокращения расходов, в том числе сокращения персонала, но мы их не производили, исходя из потребностей этой сделки.

Производство мы остановили только после того, как получили письмо с извещением о том, что АВТОВАЗ отказался от наших поставок.

- Почему АВТОВАЗ перераспределил заказ на сидения среди других поставщиков? Чтобы избежать какого-то шантажа с вашей стороны?

- Никакого шантажа не могло быть. Никто не собирался на это идти. Я полагаю, что они оставляли у себя возможность для альтернативного поставщика, помимо АВТОВАЗагрегата. Это было стратегически верно, если бы объем производства начал расти, но объем падал. У АВТОВАЗа был выбор: либо все поставщики сидений становятся банкротами, либо кто-то уходит с поставок. Выбрали АВТОВАЗагрегат: наиболее эффективного поставщика. Я считаю, что это ошибка, которая отражается на всей деятельности ВАЗа. Необдуманное решение повлекло за собой колоссальные убытки.

- В чем заключались эти убытки?

- С учетом объема этого года автозавод экономил бы приблизительно более 500 млн. рублей, так как наши поставки были значительно дешевле, чем у наших конкурентов. Кроме того, в рамках сделки по продаже производства сидений, АВТОВАЗ дал нам аванс 200 млн. рублей, плюс был еще старый кредит порядка 50 млн. рублей векселем с погашением в 20-х годах. Таким образом, отказавшись от сделки с нами, Андерссон нанес своей компании ущерб на 750 млн. рублей.

Вот из таких мелочей и состоит убыток АВТОВАЗа за 2015 год (73,9 млрд. рублей по МСФО – прим. ред.). Реальный убыток АВТОВАЗа в прошлом году, с учетом кредиторской задолженности, я оцениваю, в сумму 100 млрд. рублей. А если учесть, что 50 млрд. рублей где-то они украли…

- Каким образом?

- Я убежден, что существовала система откатов от зарубежных поставщиков, от логистических компаний, а также «отмыва» денег на финансовых консультантах. Банда эта работает, и многие вещи они совершают публично. Это отлаженный механизм, они его применяли и на ГАЗе, и применяют его и здесь. 50 млрд. рублей – это моя оценка.

- Есть какие-то хотя бы косвенные подтверждения ваших слов?

- Я ни в каких откатных схемах не участвовал, мы делали прямые поставки, ведь АВТОВАЗагрегат - российский поставщик. Но были косвенные признаки. Я видел договора по заказу оснастки, инструмента, по доставке. Цена явно была завышена в два-три раза. Мне известна и цена некоторых контрактов по закупке комплектующих, которая завышена, по моим оценкам, в 20 раз. Я не думаю, что на ВАЗе сидят сумасшедшие, которые закупают что-то в три-пять раз дороже, чем на рынке. Скорее всего, это чей-то личный бизнес.

- То есть, откаты - это ваша версия?

- Это моя версия. Я не могу указать на конкретные хищения, но я могу рассказать о сделках, где есть явное завышение цены.

- Кто подал заявление о банкротстве ОАО «АВТОВАЗагрегат»?

- Изначально заявление подала компания «Майор», но когда стало ясно, что у АВТОВАЗагрегата нет заказа от АВТОВАЗа, иски просто повалили, и банкротства было уже не избежать. Но АВТОВАЗагрегат – это АВТОВАЗ в миниатюре. Если поставщики АВТОВАЗа сейчас вот также одновременно подадут иски о его банкротстве, будет то же самое.



***

- Есть ли какое-то будущее у АВТОВАЗагрегата?

- Только если у него поменяется собственник. Но в нынешнем виде АВТОВАЗагрегат без заказа АВТОВАЗа не представляет никакой ценности. Пути решения есть, но они требуют значительных вложений. Надо перепрофилировать на другую продукцию и других поставщиков, а нынешние акционеры не заинтересованы в настоящий момент в его перепрофилировании. Так что в нынешней ситуации банкротство неизбежно.

- Банкротство предприятия не всегда приводит к ликвидации производства…

- Я надеюсь, что производство не будет ликвидировано. Основные мощности, если найдется покупатель, будут проданы. На предприятии введена процедура наблюдения, но даже при этом сделка возможна. Есть и покупатели, и мы готовы обсуждать условия, но я думаю, они будут дожидаться конкурсного производства, чтобы купить актив по частям.

- Как можно этот клубок проблем с безработными и простаивающим производством распутать или хотя бы сгладить последствия?

- В данной ситуации с АВТОВАЗом я не вижу пока путей решения. Любой созидательный процесс будет занимать достаточно много времени. А как-то инвестировать в данной ситуации, при наличии неконструктивной политики на основном заказчике АВТОВАЗагрегата, бессмысленно. Если на АВТОВАЗе сменится руководство, тогда можно будет о чем-то разговаривать.

- А что может измениться со сменой руководства?

- Если руководитель АВТОВАЗа займет конструктивную позицию и будет исходить из экономики и интересов предприятия, а не из своих личных корыстных интересов, то тогда процесс будет более или менее приведен к норме. Мы видим, что происходит сейчас на УАЗе, КАМАЗе, что происходит у конкурентов АВТОВАЗа. Они более или менее стабилизировали ситуацию, стабилизировали продажи. За 2015 год у них почти не было снижения продаж. По крайней мере, из тех моделей, на которые идут наши поставки, снижения незначительные были (имеются в виду поставки ОАО «БелЗАН» - прим. ред.). Что касается Volkswagen, корейских производителей, то там тоже были лишь незначительные снижения. Есть, конечно, и GM, который просто закрылся, есть Nissan, который тоже без конца сокращает производство, но ситуация на АВТОВАЗе, если не самая худшая, то одна из худших.

- Как обстоят дела на предприятии сейчас. Были сообщения о том, что на АВТОВАЗагрегате распилили трубы сетей отопления на металлолом…

- Мы сдали в металлолом весь мусор на территории завода, а также старый паропровод, который шел от Комсомольской ТЭЦ к заводу, и который уже не эксплуатировался. Отопление работает, вода есть, электричество есть. На территории завода работают арендаторы, которые продолжают эксплуатировать инфраструктуру АВТОВАЗагрегата.

- А оборудование по выпуску сидений? Его можно хоть завтра запустить и снова начать работать?

- Основное технологическое самое дорогостоящее оборудование в залоге у Новикомбанка. Но при наличии комплектующих и рабочих его можно запускать и работать, производить дальше… Завод не растащили, да я, собственно, и не даю это сделать.

- Что будет с производственным комплексом по выпуску выхлопных систем на Lada 4×4?

- Оборудование перешло к Eberspacher, и сейчас работает. Кроме того, есть производство глушителей на уже снятые с производства модели АВТОВАЗа для вторичного рынка. Объем достаточно большой. Сейчас это оборудование простаивает, им тоже интересуются покупатели.

- Вторичный рынок глушителей для Lada и так перенасыщен…

- Да, производителей глушителей сейчас много, но в основном это гаражное производство, которое отличается невысоким качеством. Делают из более дешевых сортов металла… Обычный контрафакт.

- Как вы оцениваете действия чиновников и политиков по теме АВТОВАЗагрегата?

- Я думаю, если бы были выполнены обещания, которые публично брались перед трудовым коллективом о помощи тем, кто не может найти на сегодняшний день работу, то это бы сильно повлияло на социальную обстановку и повысило доверие к власти.

- Как выполнить эти обещания, если денег в бюджете нет?

- Есть фонды, бюджеты, есть влияние на чиновников, которые могут это сделать. Я не говорю, что нужно помогать АВТОВАЗагрегату, но есть люди, которым надо оказать помощь. Потому что многие социальные программы реально на сегодняшний день не выполняются.

- Что будет с другим вашим заводом-поставщиком – ОАО «БелЗАН»?

- Предприятие работает, как обычно, но его акции сейчас находятся в залоге у Новикомбанка. Вопрос еще не решен, но я думаю, что завод будет продан.



***

- Сейчас возбуждено несколько уголовных дел в отношении вас. Как вы это прокомментируете?

- Первое дело – это задержка заработной платы. Суммарно с дочерними предприятиями долг составляет более ста миллионов рублей. Не сказал бы, что это большой объем, но статистику области мы испортили в этом плане. Дело расследуется. Есть дебиторская задолженность, мы ее взыскиваем и за счет этого гасим долг по заработной плате, и постараемся его погасить. Была задержка из-за спорной ситуации с приставами, которые наложили арест на все, включая все возможные операции в ЕГРЮЛ. Они заблокировали сделки, связанные с транспортом. На балансе предприятия большое количество легкового и грузового транспорта, реализовав только его, мы могли бы закрыть долг по зарплате. Нам приходится обращаться в суд и доказывать, что изъятие и реализация имущества предприятия, находящегося в процессе банкротства, незаконны.

Приставы пытаются реализовать имущество ОАО «АВА» занижая стоимость в 5-10 раз, что так же негативно влияет на возможность рассчитаться по заработной плате.

Второе дело возбуждено по статье 199 части второй. Мой заместитель обратился к арендатору, компании Eberspacher, чтобы она заплатила коммунальные платежи напрямую, так как счета АВТОВАЗагрегата были арестованы. Сейчас эти действия трактуются, как уклонение от уплаты налогов. Дело якобы ушло в суд, хотя у меня такой информации нет. Я намерен доказать, что средства, перечисленные Eberspacher, были необходимы для сохранности имущества компании, так как они пошли на оплату электроэнергии, водоснабжения, охрану и так далее.

***

- Что можно сделать для улучшения экономического положения АВТОВАЗа?

- Изначально нужно было строить политику на максимальной локализации производства, в том числе комплектующих для партнеров АВТОВАЗа – Альянса Renault-Nissan. Максимально исключить импорт из поставок. А все было сделано наоборот. Замещали российские автокомпоненты исключительно на импортные. АВТОВАЗагрегату пришлось изготавливать сидения из импортных автокомпонентов по требованию Renault-Nissan. Например, мы закупали импортную ткань для сидений, механизмы регулировки и салазки - от Johnson Controls.

- Вы считаете, что по качеству российские автокомпоненты не отличаются от импортных аналогов?

- Разница есть, но можно было бы попытаться наладить производство тех же самых механизмов регулировки сидений на Волжском машиностроительном заводе, который сейчас находится в банкротстве.

Я понимаю, что у кого-то есть цель больше заработать. Но все это влияет на конечный продукт, и на цену этого продукта. Та же самая «Веста» не должна быть дороже той же самой «Приоры», цена автомобиля должна быть реалистичной. Но благодаря тому, что туда напихали корейской пластмассы и других импортных автокомпонентов, этот автомобиль стоит в полтора раза дороже, чем изначально планировалось, изначально предназначалось для рынка. Мы тоже предлагали свои сидения на «Весту» и на XRAY, и они были в три раза дешевле, чем у корейской Daewon, которая в итоге получила контракт. По качеству наши сидения были ничуть не хуже, и прекрасно вставали на эту модель.

- Что нужно делать, чтобы исправить ситуацию?

- Восстанавливать цепочки российских поставщиков и максимально локализовать производство здесь.

- Не будет ли это слишком проблематично после стольких лет фактически уничтожения российских поставщиков? Того же ВМЗ, например, уже просто не существует.

- Тем не менее, это все удается конкурентам АВТОВАЗа на сегодняшний момент. Группа Volkswagen активно развивает своих поставщиков, корейские компании все глубже и глубже проводят локализацию. Sollers и остальные… Автокомпоненты длOriginal:
Original:
Рейтинг: 0 Голосов: 0 170 просмотров

Комментарии