Новость: Л.Н. Толстой в научной и публицистической мысли сегодня в 1 05 Осторожно


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Лариса
Л.Н. Толстой в научной и публицистической мысли
сегодня в 1:05
Осторожно: публицистика!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
ЛЕВ ТОЛСТОЙ АКТУАЛЕН ВСЕГДА! (Часть 1-я)
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Автор: Дзевенис А.А., канд. филос. наук, доцент, ДальГАУ
Дальневосточный аграрный вестник, 2011.

#НРАВСТВЕННОСТЬ | #МОРАЛЬ | #НЕПРОТИВЛЕНИЕ_ЗЛУ_НАСИЛИЕМ | #ЭТИКА | #ДУХОВНОСТЬ | #СОВЕСТЬ

Принцип гармонии человека и мира - единство добра, истины и красоты - пришёл к нам из античности. Этот принцип лежит в основе творчества и общественной деятельности Льва Николаевича Толстого. Человек существо нравственное, утверждал Толстой, и потому жить он призван не по принудительному закону, а по совести.

Русский философ, профессор Лондонского университета Александр Пятигорский1 (умер в 2009 году, жил в Великобритании с 1974года), встречаясь с индийскими брахманами, услышал от них о себе: «Этот человек из России Льва Толстого». Для этих людей Россия - это Толстой. Такие представления о нашей стране характерны для миллионов людей за рубежом. Для них Россия немыслима без духовного наследия Толстого, Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Тургенева, Есенина. Поэтому А. Пятигорский был поражён тем, что у нас, среди интеллигентных кругов Москвы и Петербурга, включая просвещённых бизнесменов и чиновников, 90 процентов разговоров о деньгах. Они «зациклились» на деньгах. Оказалась разрушенной этическая основа человеческих отношений. Большинство не осознаёт своей одержимости деньгами, как сильно пьющий человек не понимает, что идёт к клиническому алкоголизму.

Не по той ли причине столетие со дня смерти Л.Н. Толстого отмечено в России более чем скромно. И это в 2010 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Толстого. Нынешней власти в путинской России Толстой не нужен, досаден, вреден, опасен. Он вреден и опасен, ибо напоминает народу о другой стране, о том, каким был русский народ, о его прежних героях и идеалах. Средства массовой информации, шоу-бизнес преподносят нам в виде образцов для подражания героев нового времени. Это - олигархи, с их заграничными виллами и яхтами; банкиры, исхитрившиеся похитить из бюджета миллиарды рублей, перевести их в доллары и переправить за границу; силовики, «крышующие» и обирающие бизнесменов; работники ГИБДД, терроризирующие водителей; депутаты и чиновники, озабоченные приумножением своих льгот. Столь удручающий «пейзаж» дополняют деятели новой российской культуры - тараканы дешёвой «попсы» (В.Костиков) .

Девальвация героев достигла такой степени, что стирается грань между гражданским обществом и воровским миром. Закрытое исследование обнаружило устрашающую картину: 55% работников правоохранительных органов готовы уйти в криминальную среду3. Позолота сползает и с представителей высшей элиты, о чём свидетельствует пример Ю. Лужкова и его окружения.

Общество задыхается от тотальной коррупции. Осложняется социальная обстановка, связанная с будущим России. Опросы социологов показывают, что на постоянное жительство за границу хотели бы уехать 13% россиян, а 35% родителей хотели бы, чтобы их дети учились и работали за рубежом.

Это равнозначно приговору. Стране требуется движение вперёд!

Из нашей жизни исчезают нравственность и духовность, исчезает дело, которым советовал нам заниматься Лев Толстой — «улучшением своей души». Этот совет Великого Старца является результатом исследования им «текучести» внутреннего мира, моральных основ личности, мучительных поисков смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия, духовного и социального критицизма, вскрывающего «неправду» общественных отношений.

Сегодня российские правители, можно сказать, одержимы реформаторством. В частности, предлагается реформа школьного образования с целью «усиления патриотического воспитания учащихся». И сделать это предлагается, при введении предмета по патриотическому воспитанию, за счёт сокращения (вдвое! !) часов по русскому языку и литературе. При этом пострадает русская классическая литература - «святая» (Т.Манн). Вместо русских классиков планируется увеличить число произведений современных писателей. Есть опасность включения в программу по литературе творчества таких писателей, как В. Ерофеев. Тот самый Ерофеев, который неутомимо и публично призывает ввести в литературу ненормативную лексику. Но вспомним «Севастопольские рассказы», «Войну и мир», «Хаджи Мурат» Толстого. В этих и других его произведениях представители различных слоёв русского общества действуют в жестоких условиях войны. И разве здесь есть хотя бы намёк на ненормативную лексику? Этого нет и не могло быть. Ибо великий мастер слова Лев Толстой умел создавать в любых жанрах языковую ситуацию. У классиков нужно учиться, а не сбрасывать их «с корабля современности»!

Относительно патриотической темы. В эпопее «Война и мир» воссоздаётся жизнь российского общества от крестьян до дворян и царя в Отечественную войну 1812 года. Блестяще показан патриотический порыв народа, объединивший все сословия общества и обусловивший победу над Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с её «роевым» сознанием - вот равноценные слагаемые природноисторического бытия.

Какая же необходимость в сокращении урочных часов по литературе? Не лучше ли подумать об их существенном увеличении и об усилении межпредметных связей по патриотическому воспитанию? При качественном воспитании патриотизм воспитывает любой предмет.

Толстой увлечённо занимался философией. Формирование его мировоззрения проходило под влиянием идей Руссо, Канта, Шопенгауэра. В дневниках Толстого есть такие записи: «Читал Канта, восхищался, теперь восхищаюсь Лихтенбергом»4; «Читал книгу об этике Спинозы»5. Интересовался древнекитайской философией, намеревался посетить Китай, на протяжении всей жизни следил за событиями в этой стране, обращался к китайским мыслителям в поисках идей, созвучных его размышлениям о сущности жизни и назначении человека. В учении о дао (буквально: путь, дорога), одной из важнейших категорий китайской философии, увидел аналог христианской любви - «жить не для тела, а для духа». На заметке у Толстого имеется и такая мысль: государство, где царит свой путь, можно назвать хорошо управляемым, а плохо управляемое государство то, что сошло со своего пути, в лишённом же всякого управления государстве царит хаос.

Толстой считал очень важным положение Конфуция о семье, как образце правильного развития общества. Каждый член семьи должен чётко выполнять свои обязанности. Столь же чётко должны исполняться обязанности чиновников. В романе «Анна Каренина» автор выступает сторонником сохранения семьи и семейных устоев, как нравственного стержня жизни общества. Власть разрушительной «преступной» страсти ведёт к жизненному краху, к распаду общественных отношений. Библейский эпиграф к «Анне Карениной» звучит так: «Мне отмщение, и аз воздам». Эпиграф как бы концентрирует в себе и социально обличительный пафос произведения, и его внутренние противоречия. В нём заключается прежде всего мысль, что нет права у людей, подобных Облонскому, подобным «дамам распутной привлекательности» (главной героине романа), - у всех тех, кто составляет так называемое высшее общество, - осуждать Анну. В нём же мысль о неизбежности божьего суда над женщиной, преступившей священные законы нравственности и религии. «Даже смерть она выбрала подлую, низкую», говорит мать Алексея Вронского. И сам Вронский, для которого после смерти Анны жизнь потеряла смысл, «старался вспомнить» свою возлюбленную «такою, какою она была тогда, когда он в первый раз встретил её... таинственною, прелестной, любящею, ищущею и дающею счастье»6.

Жизнь самоценна как таковая в её бесконечности и неуправляемой переменчивости. (Напомним, что сегодня в России 64% браков распадаются). С конца 1870-х годов Толстой переживает духовный кризис. Затем, его захватывает идея нравственного усовершенствования и «опрощения», породившая движение «толстовства»7. Толстой приходит ко всё более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов государства, церкви, цивилизации и культуры, всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение», повесть «Крейцерова соната», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы». Одновременно возрастает внимание к темам смерти , греха, покаяния и нравственного возрождения. Особенно это относится к повестям «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Хаджи Мурат».

В «народных рассказах», в сочинениях морализаторского характера и в публицистике
- «Царство божие внутри вас», «В чём моя вера?», «Не могу молчать», «Исповедь» - христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь «непротивления злу насилием». Замысел «непротивления» Толстой вынашивал с молодых лет. В дневнике 5 марта 1855 года он записывает: «Разговор о божестве и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». А в Дневнике за октябрь 1860 года отметил: «пришла мне мысль написать материалистическое евангелие жизни Христа-материалиста».

Создав «истинную религию», в которой признаётся только этическая сторона, - «преподавать религию - значит преподавать нравственное учение» - Толстой говорит, что если в российском обществе рухнет вера, оно на долгие годы превратится в царство денег, водки и разврата. Признак развратности наше- го мира, замечает Толстой, это то, что люди не стыдятся своего богатства, а гордятся им. И добавляет: «Роскошь вредна для духовной жизни».

Думается, «непротивление злу насилием» предполагает, что против зла нельзя действовать методами зла. Толстой не разработал тактики «непротивления злу насилием». Но на практике его учение подтвердилось в Индии, где народ добился независимости от колониализма ненасильственными действиями. К победе индийцы пришли под водительством Махатмы Ганди8, верного и последовательного ученика Л. Толстого, страстного пропагандиста его теории непротивления злу насилием.

У Толстого было много противников его символа веры. Среди них оказался и русский религиозный философ И.А. Ильин (1882- 1954гг.). Ильин выступил с антитолстовской работой «О сопротивлении злу силою»(1925г.). Однако сегодня, «после Индии», противников Толстого, полагаем, поубавилось.

Святая святых народа, по Толстому, деревня, «деревенская глушь». «А вы постарому наслаждаетесь тихим счастьем вне течений в своём тихом затоне», говорит Сер- гей Иванович Кити, жене Левина (главный герой «Анны Карениной», прототип автора романа), приехав к ним в деревню из Москвы9. Толстой мучительно переживал свою принадлежность к господствующему сословию общества, ясно видел, что «солью земли» является крестьянство, человек-труженик, созидатель и подлинный творец жизни. Критикуя повесть А.П. Чехова «Мужики», Толстой писал: «Из ста двадцати миллионов русских мужиков Чехов взял одни только тёмные черты. Если бы все русские мужики были таковы, то все мы перестали бы существовать».

С горечью приходится констатировать, что в путинской России продолжаются разрушительные процессы в сельском хозяйстве: заброшено 38% пашни, на 63% сократилось поголовье крупного рогатого скота, сломан ста- новой хребет сельского хозяйства - разрушена его материально-техническая база. В жаркое лето 2010 года выращено 62 миллиона тонн зерна, что равно уровню 1963 года. При этом на год сельскому хозяйству выделен 1% расходной части бюджета10.

Вместе с тем, Толстой дал понимание того, что человек не должен зависеть от материальных потребностей и желания обрести славу, а должен стремиться жить по совести и морали, любить ближнего. Главное дело жизни - «совершенствование своей души». Во время молотьбы подавальщик Фёдор рассуждает: «...Люди разные; один человек только для нужды своей живёт, хотя бы Митюха, только брюхо набивает, а Фоканыч - правди- вый старик. Он для души живёт. Бога пом- нит»11. «Ну-ка, пустите нас, - размышляет Левин после разговора с Фёдором, - с нашими страстями, мыслями, без понятия о едином Боге и творце! Или без понятия того, что есть добро, без объяснения зла нравственного. Ну- ка, без этих понятий постройте что-нибудь! Мы только разрушаем, потому что мы духов- но сыты»12.

18-летний Лев Толстой, читая «Наказ»13 Екатерины II, выписывает в Дневник мысль о том, что недостаточно отвращать людей от зла, нужно ещё их поощрять к добру. В этом отношении велика роль литературы. Ссылаясь на Ламартина14, Толстой говорит: писатели упускают из виду литературу народную, число читателей больше в среде народной; все, кто пишут, пишут для того круга, в котором живут, а народ, в среде которого есть лица, жаждущие просвещения, не имеет литературы и не будет иметь до тех пор, пока не будут писать для народа. У народа есть своя литература - прекрасная, неподражаемая,.. .она выпевается из среды самого народа. Нет потребности в высшей литературе и нет её. Попробуйте стать совершенно на уровень с народом, он станет презирать вас. «Пускай идёт вперёд высший круг, и народ не отстанет; он не сольётся с высшим кругом, но он тоже подвинется... Искали философальный камень, нашли много химических соединений. Ищут добродетели с точки зрения социализма, т.е. отсутствия пороков, найдут много полезных моральных истин... Как меняется взгляд на жизнь, когда живёшь не для себя, а для других! Жизнь перестаёт быть целью и делается средством. Несчастье делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным... Честь (добро) (счастье) перелетает»15.

Долг писателя Толстой видел в бережном отношении к читателю. Считал, что писатель несёт высокую ответственность за высказанное слово. Талантливо написанную повесть начинающего литератора Ф. Тищенко «Грешница» Лев Николаевич рекомендовал для публикации в «Русское богатство», а не в «По- средник». - Ибо «она может быть соблазнительна для народной публики, выставляя безнадёжность жизни и жестокость людей». Какие же необратимые последствия в народной душе могут иметь тот «ерыжный, уличный» тон (Ф. Достоевский), те ушаты грязи и патологической жестокости, которые сегодня выливаются на страницы печати и - главное - с экранов телевизоров!16

Народ у Толстого является носителем истинной веры, нравственности. «Дело христиа- нина не судить, а любить». Нужно приобщаться к естественной и цельной жизни про- стого человека, который, взаимодействуя с природой, даёт возможность жить всем людям. Критикуя русского религиозного философа В. Соловьёва за его отношение к христианству, Толстой, посетивший крестьянина- философа В.К. Сютаева из деревни Шевелино Тверской губернии, записывает в своём Днев- нике 5 октября 1881 года: «Был в Торжке у Сютаева, утешенье»17. «Счастливые периоды моей жизни те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь. Надо приучаться жить, т.е. служить, и боль- ному, т.е. до смерти».

Толстой занимался просвещением крестьянства, построил на собственные средства школу, создавал учебники, обучал, помогал голодающим. Сам любил учиться у крестьян, хорошо знал их жизнь. Многое умел делать сам - ходил за плугом, косил, шил сапоги. А с какой трогательной любовью, почтением и уважением относились к Льву Николаевичу крестьяне! «Благороднейший высоконравственный старец, великий писатель земли русской, открывший слепым свет истины, Лев Николаевич Толстой! С пламенным сердцем и душевной любовью посылаю своё глубокое почтение и такое сер- дечное спасибо, которое не могу по своему малограмотству выразить в этих строках... Чувство любви и уважения, которое получил я к вам благодаря как-то случайно попавшим вашего сочинения книгам (в чём моя вера, христианское учение, о жизни и краткое из- ложение евангелия) неудержимо заставило меня, хоть письменно, принести тому, кто от- крыл мне истину, и указал путь о смысле жиз- ни...» (Семён Рыбаков, от роду 35 лет, кре- стьянин Владимирской губернии...)18. (Почта тогда работала не по-нашему: 5 октября на конверте ставят штамп «Иваново-Вознесенскъ Владимирской губернии», а 9-го Толстой уже пишет ответ! И - заметим - адресат отклика- ется моментально, хотя письма к нему шли со всего мира).
Рейтинг: 0 Голосов: 0 115 просмотров

Комментарии