Новость: cpt_grant_политика Капитан Грант Россия реально принимала участие в организации там беспорядков.


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Лариса
#cpt_grant_политика

Капитан Грант: Россия реально принимала участие в организации там беспорядков. Один мой знакомый руководитель одного информационного агентства сказал как-то: "Могу заявить, что теперь мы тоже научились организовывать "Майданы""

«России достаточно продолжать бездействовать»
22 дек 2015
Сергей Белоус
Часть_2

«Невидимая рука Кремля»

Как ни странно, но вину за кризис в стране премьер-министр Черногории возложил на «великосербские националистические круги» и Россию, заявив, что она «играла и продолжает играть активную роль в организации протестов против власти в Подгорице».

Подобные обвинения удивили не только российских дипломатов, но и лидеров оппозиции. Андрея Мандич даже с некоторым сожалением констатирует:

— Во всей этой истории Россия никак не замешана. У нас нет никаких контактов с российским посольством, с российским государством. Вы вообще первые российские журналисты, которые со мной связались.

Антироссийские выпады премьера Мандич комментирует с особенной резкостью и негодованием:

— Эти заявления политически безответственны. А исторически — тем более! Джуканович, как всякий черногорец, должен чувствовать по отношению к России благодарность за то, что наше государство сохранялось в течение 300 лет преимущественно при ее поддержке — и военной, и политической. На Берлинском конгрессе 1878 года именно Россия добилась международного признания Черногории. Все наши короли, наши митрополиты — все ощущали эту благодарность по отношению к России. Сегодня всякий черногорец должен учить на память и повторять завет величайшего черногорского правителя Петра Цетиньского: «Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас, черногорцев, пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог, чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей».

Риторика Джукановича о попытках России с помощью дестабилизации Черногории остановить ее на пути в НАТО и ЕС не выдерживает столкновения с реальностью. Самые серьезные пророссийски настроенные организации «Нет войне, нет НАТО» или «Матица Сербская» за это время не получили ни единого рубля и существуют на волонтерской основе, имея, мягко говоря, скромный бюджет, причем офис первой находится в подсобном помещении (20 кв. м) книжного магазина «Матицы». При мне в этом скромно оборудованном кабинете состоялся занимательный диалог между моим коллегой Николаем Долгачевым и ранее упомянутым профессором Владимиром Божовичем:

— Власти Черногории говорят, что оппозицию финансирует Москва. Вы видели московские деньги?

— Скажу вам искренне. К сожалению, нет. — Владимир горько смеется и через миг серьезно продолжает: — Мы бы хотели — ведь американцы на этом пространстве абсолютно легитимно действуют через неправительственные организации, реализовывая свои интересы — мы хотели бы, чтобы и Россия через свои организации действовала здесь, но не существует ни единого следа более или менее значительной российской деятельности в Черногории.

Брак по расчёту

Еще пару десятков лет назад Черногория могла по праву считаться самой русофильской страной в мире (даже немного обходя в этом Сербию). Каждому черногорцу известны слова митрополита и владыки Петра I Петровича — Негоша, сказанные в предсмертном наставлении юному племяннику: «Молись Богу и держись России».

— Народ Черногории, так сложилось исторически, любит русских больше, чем они себя сами — отмечает Гойко Раичевич, лидер движения «Нет войне, нет НАТО». Но при этом он указывает и на опасную, с его точки зрения, тенденцию:

— Российская «мягкая сила», которая свелась к пропаганде классиков русской литературы, не смогла дать отпор агрессивной голливудской Coca-Cola-культуре, и сейчас мы имеем серьезный процент русофобов, который поддерживает вступление в НАТО и введение санкций против России.

Единственное, что подняло авторитет Российской Федерации в черногорском обществе — это начало военной операции в Сирии, которое было воспринято многими как возвращение ею статуса сверхдержавы. Это дает значительной части черногорцев надежду на возвращение российского влияния на Балканы, которое бы создало альтернативу «западному курсу» Черногории.

Если верить независимым социологическим исследованиям, проведенным в августе этого года, то идею вступления страны в Североатлантический альянс поддерживает лишь 31%, а решение властей ввести санкции против России еще меньше — 9% (против — 69%). Но при этом и черногорцев, желающих интеграции в ЕС, на данный момент большинство — 62%. Именно этой «европейской наживкой» и пользуются действующие власти, настаивая: путь в Евросоюз лежит через НАТО, присоединение к альянсу обеспечит хороший инвестиционный климат. «За уверенное будущее» — таков основной лозунг, который бросается в глаза на бигбордах Подгорицы, а для Балкан, прозванных «пороховой бочкой Европы», это немало значит.

Вот, к примеру, типичная аргументация к которой прибегают сами черногорцы. В данном случае это мнение таксиста, с которым мы обсуждали положение дел в стране.

—Я за то, чтобы Черногория вошла в НАТО, — начал он, — это принесет нам западные инвестиции и обеспечит безопасность. Мы ведь маленькая страна, а в соседней Албании в школах детям показывают карты, в которую входит восточная часть Черногории. Нам сложно будет защититься, если на нас вдруг нападет Албания или Сербия.

— А как вступление в НАТО связано с инвестициями?

— Да откуда я знаю. Нам просто так говорят и все… Вообще, НАТО я не люблю, оно нас бомбило, но нужно же что-то выбрать, сами мы не сможем.

И как бы извиняясь, водитель добавил:

— Мы любим Россию, для нас это очень тяжелая дилемма…

Впрочем, для нынешнего правительства Черногории никакой дилеммы нет — вопрос интеграции в Североатлантический альянс уже одобрен парламентом и его заключительное голосование после получения официального приглашения от Брюсселя (которое ожидается до конца декабря) решит судьбу страны. О всенародном референдуме и речи не идет. А всех, кто его требует, власть отсылает к конституции, позволяющей Скупштине принимать подобные решения.

— Все указывает на то, что РФ не имеет интересов в Черногории. Что невероятно, с учетом того, что Черногория — единственное место на Средиземноморье, кроме Сирии, которая не находится под непосредственным контролем НАТО, — обреченным тоном говорит Гойко Раичевич.

В Подгорице (да и в Белграде) нередко можно услышать, как щедро финансируются проекты США и ЕС: множество неправительственных организаций получают гранты от международных фондов и посольств Запада. А российской стороне нечего противопоставить этому, кроме слов о былом братстве, превратившемся в некую абстракцию. В итоге представители черногорской интеллигенции, с поправкой на непростую экономическую ситуацию в стране, не выдерживают «искушения» и постепенно переходят в стан евроатлантистов, обеспечивая себе лично более комфортную жизнь. Особенно странно пассивность Москвы выглядит на фоне значительных деловых инвестиций из России. К примеру, 32% иностранных предприятий в стране принадлежат российским бизнесменам, более 50 тысяч единиц недвижимости было приобретено гражданами России (которых в самой 620-тысячной Черногории проживает от 5 до 15 тысяч). Ведь действительно существует риск, что после вступления в НАТО российские активы будут национализированы под различными предлогами, а нелояльным россиянам откажут в продлении вида на жительства.

Гойко считает, что России не обязательно брать пример с Запада и сорить деньгами, но как минимум следует усилить медийное присутствие в регионе (которое и вправду является чрезвычайно слабым).

— Стоит вспомнить слова Эдмонда Бёрка: «Для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки». Чтобы зло в Черногории победило, официальной России достаточно просто продолжать бездействовать. Наступило время Россия заинтересоваться этим пространством, если она не хочет потерять серьезного союзника и друга, – подытоживает он.

В этот поистине исторический момент черногорским русофилам остается только лелеять надежду, как это некоторые и делают, что еще не все потеряно и у Кремля есть мудрый план, который просто держится в тайне от общественности. А если подобные надежды не оправдаются, то официальной Москве вместо того, чтобы винить Подгорицу в предательстве многовековой дружбы, придется наконец осознать, что излюбленная формула российских дипломатов (высказанная насчет уступчивости Сербии в косовском вопросе) «русские не могут быть большими сербами, чем сами сербы» — имеет и обратный ход: «сербы и черногорцы не могут быть большими русскими, чем сами русские».

Рейтинг: 0 Голосов: 0 122 просмотра

Комментарии