Детская железная дорога какой была вначале и какая сейчас


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




18 февраля 2013 - Яхимба
Детская железная дорога какой была вначале и какая сейчас

 Удивительно, но сама идея игры в рельсы, шпалы и вагончики с миниатюрным тепловозом с годами стала только глубже. Теперь это не просто умное развлечение для детей, но способ самопознания для взрослых. Невозможно отделаться от ощущения, что открываешь потайную дверь в самом себе, когда покупаешь билет из нулевой зоны в нулевую зону, едешь из «ниоткуда» в «никуда» или слышишь объявление на перроне: «Уважаемые пассажиры, поезд №102 прибывает на Родину! Будьте внимательны и осторожны!»
В последнем случае речь идет о Детской железной дороге в Нижнем Новгороде, в просторечии Малой Горьковской...
Решение о строительстве этой дороги приняли в мае 1939 года. В ноябре она уже открывалась. Три станции, одна платформа, два моста, три паровоза, разворотный круг, электрожезловая система, телефонная и телеграфная связь. Длина главного пути - 9 километров. На тот момент равных в техническом оснащении Малой Горьковской в стране не существовало. Под стать технике была и архитектура. Строили не скупясь. Вокзалы на конечных станциях Родина и Счастливая выглядели настоящими дворцами, а на Пушкинской возвели сказочный резной терем. По спецзаказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, как в Московском метрополитене. А завод «Красное Сормово» - два паровоза с капотами обтекаемой формы, что делало их чрезвычайно похожими на популярный взрослый паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД, правда, эти паровозы носили имя ЛК - Лазарь Каганович. Детская дорога жила очень напряженной взрослой жизнью. Она проходила по территории двух городских районов - Железнодорожного и Автозаводского. И рабочие ГАЗа ежедневно пользовались услугами ДЖД, чтобы добраться до места работы. Только за первый год эксплуатации она перевезла 100 тысяч пассажиров. Однако долго «хорошо жить» ей не дали. В адрес Малой Горьковской посыпались обвинения в коммерческом использовании детского труда. Лавочку прикрыли, то есть запретили возить взрослых пассажиров. Дорога влачила заурядное узкоко-лейное существование до начала пятидесятых годов. Затем снова расцвела, переоснастилась, вместо паровозов пришли тепловозы, появились поездная радиосвязь, автоблокировка. А на станции Родина открылся Музей детского железнодорожного транспорта. И так продолжалось до 1965 года, пока в один летний день указанием горисполкома дорогу не усекли чуть ли не втрое. Под предлогом начала жилищного строительства. Сколько ни боролись, но вернуть былое уже не удалось. Платформа Маяковская исчезла навсегда, терем на Пушкинской унич¬тожили, красавец вокзал на Счастливой пере¬оборудовали под Дворец бракосочетаний на территории ГАЗа. Главный путь сократился с девяти километров до трех.
Свое третье рождение Малая Горьковская пережила в 94-м году. Нынче поезда ходят по «треугольнику» между тремя станциями с прежними названиями. Однако вокзал в пер¬возданном виде сохранился только на Родине. Вновь обретенные Пушкинская и Счастливая, по сути, - крошечные полустанки с перильцами и навесом для пассажиров. Но, как ни странно, даже этих скудных сооружений, узкоколейки и болотца с утками достаточно, чтобы ощутить, как у жизни вдруг меняется вкус и она поворачивается к тебе добрым лицом.
Преображение это начинается с площади перед вокзалом. Родина прекрасна в камне свет-логолубого цвета. На башне, словно в хороводе, - фигурки маленьких железнодорожников в форме, фуражках, с жезлами, флажками. Там всегда карнавал под «Прощание славянки». А внутри, в круглом зале ожидания под потолком, неувядающее пионерское детство: Крым, парусники, облака, море и улыбающиеся матросы-черноморцы. В окошке кассы - серьезная девочка лет двенадцати.
- Можно мне билет? - робея, спрашиваю я.
- Тридцать пять рублей, - отвечает девочка и отрывает квадратик бумаги - право на путешествие. Из нулевой зоны в нулевую зону.
На перроне тихо и пусто. Вокзальные лавочки раскрашены под радугу. В старом ельнике сидит Максим Горький в окружении пионеров. Кроме меня, поезд ожидают еще двое - бабушка с внучкой. И динамик на углу вокзала вдруг начинает с нами разговаривать: «Уважаемые нижегородцы... Поезд №102 прибывает со станции Счастливая на станцию Родина в 10 часов 35 минут. Будьте внимательны и острожны». Поезд, который ожил и возвращается на Родину... Где еще такое услышишь? Даже если я не нижегородец, это и меня касается лично. Почему-то веришь, а вдруг 102-м поездом прибудет твоя вторая, растерянная по жизни половина. На перрон выходит девушка, локон волос выбивается из-под красной пилотки - дежурная по станции. Сто второй, долгожданный, появляется наконец из-за стрелочного поста. Тепловоз похож на шкатулку-коробочку. Тянет за собой шесть вагончиков, из которых два деревянных, открытых.
.. .Три свистка. Горький с пионерами уплывают. «Прощание славянки». Четкое ощущение, что уезжаешь далеко и надолго. Погружение в кино. Если дети играют с паровозами во взрослую жизнь, то взрослый, путешествуя в детском вагоне, играет в детство. И удивляется его неизменности и устойчивости во времени, тогда как его жизнь в этом времени лишь теряется и истощается.




 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 581 просмотр

Комментарии