Смех: ВЫБОР ПУТИ. СУТЬ И ФОРМА ТРАДИЦИИ. В ТРАДИЦИИ НУЖНО РОДИТЬСЯ. НУ,


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Funny
Смех:  ВЫБОР ПУТИ. СУТЬ И ФОРМА ТРАДИЦИИ. В ТРАДИЦИИ НУЖНО РОДИТЬСЯ. НУ,
ВЫБОР ПУТИ. СУТЬ И ФОРМА ТРАДИЦИИ. В ТРАДИЦИИ НУЖНО РОДИТЬСЯ. НУ, А ЕСЛИ НЕ ПОВЕЗЛО?

Предидущий мой пост вызвал дискуссию, которая обрела смысл, далекий от моей первоначальной мысли. Те, кто поняли меня по своему, отвечают на свое собственное недопонимание.
Скажу как можно более ясно и кратко: я считаю, что буддизм по своей сути - путь не только общечеловеческий, но и одинаково верный для всех живых существ. И попытка переделывать его "под себя" лично для меня или для какого-то конкретного человека - мысль смешная. Буддизм давно переделали под себя целые народы, даже несколько народов, в течение тысяч лет. Пилежка его по национальным признакам - она есть и будет. Увы, это вполне неизбежный и неотвратимый симптом упадка Кали Юги, с которым нам приходится жить. Другого просто не дано.

Поймите мою мысль. Каждая религия обладает двумя слоями - ЭЗОтерическим (это суть) и ЭКЗОтерическим (это форма). И чаще всего форма со временем начинает скрывать, затенять суть. И даже доминировать над сутью. К сути подобраться, минуя форму, практически невозможно, особенно для неофитов, только начинающих знакомство с новой традицией. И приходится глотать массу дополнительной информационной нагрузки - обрядов, ритуалов, народных поверий, даже суеверий. Невольно заимствуется многое - форма одежды, религиозный жаргон-диалект, даже кулинарию и ритм жизни приходится копировать с того этноса, от которого заимствован данный культ. Кто был в околоиндуистских культах, те хорошо меня поймут. То же самое, пусть в меньшей степени, относится и к тибетскому буддизму и к дзэн.

Да, Будда сказал, что форма есть пустота, а пустота есть форма. Но так уж устроено человечество, что оно все время стремится чем угодно заполнить пустоту и не может в своих верованиях обойтись без формы. И даже самому наднациональному и общечеловеческому учению, такому, как например, христианство и буддизм, будет придан за века густой, насыщенный, сугубо этнический колорит ритуальной формы. И тут перед человеком, заинтересовавшимся новым для него путем, встает вопрос - принимать этот "довесок" к истинной сути учения или нет?

Самый идеальный случай - когда человек рождается в той традиции, которой он будет предан всю жизнь и с детства впитывает эту форму. Она органично вписывается в его жизнь. Он живет в окружении носителей традиции, рядом с ним - учителя, храмы, ему понятен язык, на котором он молится и практикует. Все свое, родное. Нет никаких противоречий между его самосознанием, сутью и формой его религии. Это, видимо, признак очень высокой благой кармы (каммы).

Но что делать, если кому-то из нас не так сильно повезло? Допустим, человек родился и вырос в регионе, где доминирует православие. Все детство и юность провел в среде православных практиков и с молоком матери усвоил форму этой традиции. Но, взрослея, ощутил, что она его отталкивает, что данная религия перестала отвечать его внутренним запросам. Затем он обратил взгляд, например, на буддизм или индуизм. Обнаружил свое согласие и родство с сутью данного учения.

Но тут - минуточку, сюрпрааайз! Оказывается, чтоб войти в практику, требуется усвоить совершенно новую для него ритуальную форму.
Есть такое понятие - формальная практика. И многие учителя утверждают, что пока не примешь ее стабильно и регулярно и пока не введешь ее в жизнь и привычку, никакого продвижения на пути не предвидится.
Некоторые примеры формальной практики - крещение, причащение, соблюдение постов, чтение молитвослова для христиан. Обрезание и намаз для мусульман. Обрезание, шаббат, кашрут для иудеев. Джапа, киртан, пуджи, аарати, прасад для индуистов. Принятие Прибежища - для всех буддистов. Та же джапа и пуджи для тибетских буддистов. Випассана для тхеравадинов. Дзадзэн для дзэнбуддистов. Нембуцу для амидаистов... и тд. Это далеко не полный список.

Помню свое ощущение, когда я выполняла некоторую новую для меня формальную практику на незнакомом мне языке. Это было похоже на то, как если бы я натягивала себя чужую кожу. Довольно быстро это занятие вызвало самоиронию и отторжение. Вспомнился отрывок из Пелевина, бьющий прямо в яблочко ситуации:
"– Тренировка духа, – ответил Борис. – С целью обрести свободу от привязанностей. Только в реальности кончается тем, что вместо одной тачки с говном человек катит по жизни две – свою родную и тибетскую. Сначала на работе отпашет, как папа Карло, а потом сидит у себя в каморке начитывает заклинания на собачьем языке, чтобы умилостивить каких-нибудь нагов, которых ни для кого другого просто нету… И психоз бушует сразу по двум направлениям".
Это относится далеко не только к практикам тантрического Бон или Ваджараяны. Через это проходят почти все неофиты-конвертиты, родившиеся и выросшие в лоне других традиций.

И в итоге, словами Пелевина: "Кстати сказать, кончается тибетский буддизм исключительно православием, потому что после пятидесяти лет молиться тибетским чертям уже страшно".

В. Пелевин проехался именно по тибетскому буддизму, видимо, в силу каких-то личных причин. Но жизненный опыт и общение с людьми доказывают, что практик любой ветви буддизма (и не только буддизма, но и любого иного культа) не застрахован от столь горьких разочарований.
Прецедентов - масса. Русские, принявшие индуизм или буддизм, очень часто возвращаются в православие. Родившиеся в исламе после нескольких лет экспериментов с вайшнавизмом возвращаются в ислам. Рожденные в еврейских семьях к старости возвращаются в ортодоксальный иудаизм и тп.
Почему это происходит? Я уверена, вовсе не потому что лишь какая-то одна религия ("наша вера") истинна, а все остальные - нет. Сколько религий, ровно столько и истин. А в конечно счете - Истина одна и она одинакова для всех.
Причина уходов и возвратов, этих метаний - в том, что люди так и не сумели успешно ассимилироваться в непривычной этнической форме. Кому это удалось - тот остался до конца.
Лично я искренне и осознанно не хотела бы возвращаться в христианство, в котором я воспитана, больше никогда. Меня в нем не устраивает многое и бескомпромиссно.
Но, как и прочие мыслящие люди, не желающие смиряться с отсутствием выбора пути, я до сих пор в мучительном поиске. Я, как и многие, ищу в буддизме приемлемую для себя форму. Пока безуспешно. Все чаще возникает мысль: а есть ли выбор вообще?
С уважением к читателям.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 116 просмотров

Комментарии