Первоначально 250-кубовые машины несли марку Чепель , но в середине 50- тых годов инженеры комбината создали особенную модель этого


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




19 апреля 2016 - Мужик
Первоначально 250-кубовые машины несли марку Чепель , но в середине 50- тых годов инженеры комбината создали особенную модель этого
Первоначально 250-кубовые машины
несли марку «Чепель», но в середине 50-
тых годов инженеры комбината создали
особенную модель этого класса, которую
назвали «Паннония».
…Однажды мой сокурсник молодой венгр
Янош Шимович показал свежую газету,
где красовались два мотоцикла. Один
назывался «Шираль», другой —
«Паннония». Оба — опытные образцы
завода «Чепель». Экипажная часть у них
была сходной, но двигатели — разные. На
«Шираль» — двухтактный,
двухпоршневой, очень похожий на
австрийский «Пух», а у «Паннонии» —
самый простой двухтактный
одноцилиндровый. К моему удивлению,
Янош сказал, указывая на «Паннонию»:
«Этот долго проживет, он такой
красивый, мотоциклисты не оставят его
без внимания».
Так оно и получилось. «Паннония» была
очень простым мотоциклом, даже, я бы
сказал, бесхитростным. Традиционная
двухканальная петлевая продувка,
двухтрубный выхлоп, чугунный цилиндр
с фланцевым креплением четырьмя
шпильками к картеру, собранный на
прессовой посадке коленчатый вал,
простой карбюратор с сетчато-масляным
фильтром.
Двигатель и коробка передач «жили» в
общем алюминиевом картере, который
разнимался, как было принято в те годы,
на манер «грецкого ореха». И передняя
передача — цепная, хотя на более ранних
250-кубовых моделях «Чепель» применял
шестеренную. И четыре передачи в
коробке, опять же традиционной по
конструкции. Все — «как у людей»? И да
и нет.
Мало моделей тогда имели герметично
закрытую цепь задней передачи —
«Паннония» имела. Нечасто можно было
встретить на мотоциклах этого класса
дуплексную раму, а на «Паннонии» она
была. И именно ей мотоцикл обязан тем,
что хорошо держал дорогу.
Тогда, в середине пятидесятых, только-
только входили в моду маятниковая
подвеска заднего колеса (на первых
послевоенных «Чепелях» она свечная) и
тормозные барабаны шириной во всю
ступицу. Кстати, они так и назывались —
«полноступичные». И то, и другое на
«Паннонии» присутствовало.
В то же время передняя телескопическая
вилка так и не имела гидравлических
амортизаторов, источником тока для
зажигания и освещения служило
маховичное магдино, уже казавшееся
архаичным. Да и колеса, когда многие
заводы влюбились в 16-дюймовые,
«Чепель» сохранил 19-дюймовыми.
Надо сказать, что конструкторы
«Паннонии» были рационалистами,
поэтому избрали сочетание новейших и
консервативных элементов не зря. В
сельских районах, например, 19-
дюймовые колеса обеспечивали менее
тряскую езду по проселочным дорогам,
чем 16-дюймовые. Очень простая схема
электрооборудования не задавала
головоломок деревенскому жителю. И эти
достоинства оценили впоследствии и
наши мотоциклисты.
Расстояния, на которые приходилось
ездить владельцу «Паннонии» и в
Венгрии, и в СССР, довольно большие.
Вполне понятно, почему топливный бак у
этой машины был самым большим для
своего класса — 18 литров, как у тяжелых
мотоциклов. При определенных
эксплуатационных условиях такой бак —
достоинство.
Двигатель «Паннонии» не выделялся
высокой форсировкой, хотя мощность его
в ходе модернизации выросла с 10 до 18
л. с. Тем не менее он работал
практически на любом сорте бензина,
который продавался у нас в стране: и на
Б-70 (помните, был такой), и на А-72, и
А-76. Эта всеядность тоже способствовала
популярности машины. И еще — между
головкой и цилиндром отсутствовала
прокладка. В известной степени это был
плюс: отпадала необходимость в поисках
пустячной, но важной детали, нередко
повреждаемой.
Нельзя пройти мимо мелочей, к которым
чепелевцы относились «по большому
счету». Очень полезными, например,
оказались замочки на траверсе руля и
крышке инструментального ящика.
Конструкторы не поскупились и
оснастили мотоцикл как боковым
упором, так и откидывающейся
подставкой. Очень тщательно подошли
они к выбору декоративного покрытия
для наружных деталей, создающих
общий облик машины. Здесь особенно
было важно не увлечься
украшательством и не погнаться за
дешевизной. Хромированные обода колес,
выпускные трубы и глушители, ободок
фары; полированный алюминий
тормозных барабанов и выступающих
деталей крышек картера двигателя;
черный жаростойкий лак на цилиндре и
хорошо «отпескоструенный» картер — все
эти на первый взгляд мелочи создавали
«Паннонии» репутацию красавицы.
Машина была рассчитана на
эксплуатацию с боковым прицепом. Хотя
для этого обычно использовались более
мощные мотоциклы с двигателями
рабочим объемом 350 см3 и более. С
учетом особенностей «Паннонии» завод
«Чепель» освоил для нее выпуск очень
легкого (всего 70 кг) бокового прицепа
«Дуна» с алюминиевым кузовом. Между
прочим, он на 25 килограмм был легче
наших прицепов к «ИЖ-Юпитеру».
Рейтинг: 0 Голосов: 0 79 просмотров

Комментарии