Тренировка вестибулярного аппарата как фактор повышения результативности соревновательной деятельности стрелков-пулевиков
Введение. Современные достижения в стрелковых видах спорта предъявляют высокие требования к всесторонней подготовленности спортсмена.
Выявлено, что в данном виде спорта одно из ведущих мест в полианализаторном обеспечении статокинетической координации занимает вестибулярный аппарат, который является быстрым и специфическим информатором о положении гравитационной вертикали при перемещении тела, обеспечивая при этом ориентацию тела и перераспределение мышечного тонуса.
Установлено, что при раздражении вестибулярного аппарата изменяются многие вегетативные и соматические функции. В результате возникновения различных ощущений происходит активное сопротивление, отвлечение внимания, выработка специальных навыков для того, чтобы производить требуемые движения.
Однако, несмотря на то что с ростом спортивной квалификации увеличивается способность сохранять устойчивое положение позы "стрелок-оружие" и системы "стрелок-оружие-мишень", механизмы, лежащие в ее основе, до конца не изучены, что и делает данное исследование актуальным.
В связи с этим цель настоящего исследования заключалась в экспериментальном обосновании технологии применения комплексов упражнений, направленных на тренировку вестибулярного аппарата юных стрелков-пулевиков.
Методы и организация исследования.
В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогический опрос и наблюдения, психолого-педагогическое тестирование, инструментальные методы исследования, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Объектом исследования явились юные стрелки-пулевики, тренирующиеся в учебно-тренировочных группах СДЮШОР № 11 г. Воронежа (возраст испытуемых 12-13 лет, квалификация - III разряд и выше, стаж занятий на этапе углубленной спортивной специализации - 1 год).
Работа была выполнена в несколько этапов. На первом этапе проведены массовые обследования юных стрелков-пулевиков (n=30).
Оценка свойств внимания (концентрация и устойчивость) осуществлялась по корректурным таблицам "Положение мушки в прорези". Качество переработки специфической информации оценивалось по скорости и количеству допущенных ошибок. Скорость восприятия и переработки зрительной информации определялась по формуле, предложенной ведущими специалистами:
Личностная тревожность определялась по опроснику Спилберга, включающему 20 вопросов.
Для определения величины тремора руки был применен метод сейсмотреморографии, позволивший выявить его индивидуальную величину у испытуемых.
Тестирование показателей технической подготовленности проводилось на стрелковом компьютерном автоматизированном тренажере-тестере (СКАТТ). Фиксировались следующие параметры выстрела: результат (очки), среднее время выполнения (с), относительная устойчивость в 10,5 относительно ц.м. (%), относительная устойчивость в 10,5 относительно СТП (%), показатели длины траектории по горизонтали и вертикали (мм); а также скорость движения точки прицеливания по мишени во время выстрела в зависимости от времени (мм/с).
Для определения эффективности применяемых методик, направленных на развитие и совершенствование вестибулярного аппарата, проводились контрольные стрельбы в упражнениях ПП-2 и ВП-4. Для удобства сравнения показателей в качестве "единицы измерения" рассматривалась серия из 10 выстрелов.
Результаты комплексного обследования юных стрелков-пулевиков были приняты нами за исходные значения.
Результаты и обсуждение. Для выявления эффективности применения разработанной технологии физической подготовки стрелков-пулевиков на основе средств и методов вестибулярной тренировки был проведен педагогический эксперимент продолжительностью 16 недель.
В эксперименте приняли участие 20 квалифицированных стрелков-пулевиков (из общего числа обследованных на первом этапе), не имеющих существенных различий в комплексе изучаемых показателей. Из числа юных спортсменов были созданы две группы по 10 человек в каждой, условно названные нами контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ).
Дети КГ тренировались по общепринятой программе для ДЮСШ, разработанной и утвержденной еще в 1985 г., в которой не акцентируется внимание на развитии вестибулярной системы стрелков-пулевиков.
ЭГ проводила учебно-тренировочные занятия по разработанной нами программе, в которой в подготовительную и заключительную его части включались специально составленные комплексы упражнений, направленные преимущественно на совершенствование функции вестибулярного анализатора (кувырки, вращения в различных плоскостях и т.п.). На специальные упражнения отводилось 12% от общего объема часов. Кроме того, для ЭГ 1 раз в неделю выделялся 1 ч занятий на батуте. В течение годичного эксперимента занятия проводились четыре раза в неделю продолжительностью 120 мин.
Полученные данные позволили выявить положительные изменения в технических показателях испытуемых ЭГ. Так, среднее время выстрела сократились на 57,4%, показатели относительной устойчивости увеличились в 10,5 относительно центра мишени и средней точки прицеливания более чем на 100%, уменьшились показатели длины траектории по горизонтали и вертикали на 31,9 и 29,5%, а средний результат выстрела улучшился на 16,4%. В КГ за этот же период положительных изменений в системе изучаемых показателей обнаружено не было.
Заключение. Результаты проведенных исследований позволили сделать основной вывод: уровень специальной работоспособности юных стрелков зависит не только от объема выполнения основных средств подготовки, но и от применения комплексов специальных упражнений физической подготовки, направленных на тренировку вестибулярной системы.
Практические рекомендации. Комплексы упражнений физической подготовки составлены с учетом полученных результатов и рекомендаций ведущих тренеров по пулевой стрельбе. В комплексы включены упражнения, апробированные на учебно-тренировочных занятиях специализированных школ, предоставивших возможность проведения исследований по интересующей нас проблеме.
Комплекс 1
— быстрое вращение головой в левую и в правую сторону попеременно 10-12 раз (с закрытыми глазами);
— выпрыгивание на месте с поворотом попеременно влево и вправо на 90-180-360° и более, 10-12 раз;
— прыжки и бег с преодолением препятствий с элементами вращений и кувырков 7-8 раз;
— кувырки вперед, назад, перекаты вправо и влево на матах с изменением скорости вращения туловища и амплитуды. 8-10 кувырков (темп медленный), 6-8 перекатов (темп быстрый);
— вращение на кресле Барани с различным положением головы 1,5-2 мин (с закрытыми глазами).
Комплекс упражнений на батуте:
— ходьба по сетке вперед, назад, 3-4 раза по продольной оси батута;
— ходьба по сетке прыжками вперед, назад, 15-20 прыжков;
— покачивание на месте без отрыва от сетки, 10-12 покачиваний;
— покачивание на месте с отрывом от сетки, 10-12 раз;
— прыжки с поворотом на 180°, по 5 раз влево и вправо;
— прыжки с поворотом на 360°, по 5 раз влево и вправо;
— прыжки в сед, 15-20 раз;
— падение на спину согнувшись с последующим вставанием на ноги, 20 раз.
Заслуженный тренер России, мастер спорта СССР, профессор М.М. Кубланов
Кандидат педагогических наук, доцент И.А. Зозулина