М. Эфонг - Путь охотника
(часть 1)
- Если вы хотите выйти, все, что необходимо сделать, - это остановиться и залезть в Хамви! - прокричал позади меня сержант. Мой мозг пронзило искушение. Я устал, мне хотелось пить и я полностью пропитался потом. Но зная, что если я выйду из игры, я не смогу жить сам с собой, я заставил себя думать о более лучших временах, в то время как в теле поселилось страдание.
В 4 утра на Окинаве, Япония, влажность была стопроцентной, а солнце еще даже не вставало. Наше утреннее упражнение представляло собой кросс на 8 миль и двадцать два морских пехотинца, включая меня, тащили винтовки М16 и рюкзаки, наполненные мешками с песком и другим снаряжением. Построившись в две колонны, мы бежали по вымощенной дороге под звуки стрекочущих насекомых, заполнявших джунгли вокруг нас.
- Все, я покончил с этим! - я услышал морпеха впереди колонны, и он перешел на шаг, пока мы пробегали мимо.
- Еще один сломался, - сказал один из сержантов, возглавлявший колонну.
Я подумал: <Как минимум, он сможет сегодня выспаться>. Для оставшихся же день только начинался.
Шел пятый день первой недели нашего пребывания на двухнедельном обучающем курсе во взводе снайперов-разведчиков. Тридцать девять морпехов прибыли сюда с намерением служить в этом взводе, но спустя пять дней семнадцать из них решили, что это для них не так уж и важно. Я легко понимал, почему они выбыли, учитывая, что мы имели в сутки не более четырех часов на сон. И полдня мы проводили в различных упражнениях. Куда бы мы не направлялись, мы передвигались только бегом, каждое утро и вечер мы проходили тесты, и это была еще легкая неделя, поскольку следующую неделю мы должны были провести в полевых условиях.
На дороге один из сержантов рявкнул: - Я не хочу слышать звуки ударов ботинок о землю. Это признак цели, который выдаст вашу позицию противнику! Услышав это, я понял, что мои представления о тактике нуждаются в изменениях. В пехоте мы передвигались в составе отделений из 13 человек и нас учили никогда не бегать от противника. Однако во взводе снайперов-разведчиков мы действуем в составе команд из 2-х или 4-х человек, и однажды мы можем попасть в ситуацию, когда придется уходить от численно превосходящего врага.
Неделю спустя четырнадцать из нас были отобраны во взвод снайперов-разведчиков. Помимо остальных тысячи с лишним морских пехотинцев батальона, мы стали глазами, ушами и спусковым пальцем для командира батальона. Большинство из нас считало, что самая трудная часть позади, но немногие знали, что это было лишь началом.
Как и у многих других морских пехотинцев, это был мой первый опыт действий снайперов-разведчиков. Он начался с обучающего курса, и после его прохождения, продолжился неприглядной жизнью в качестве <свинки>. Затем были тысячи часов обучения и подготовки в школе снайперов-разведчиков с одной мыслью в голове - стать <кабаном>. И наконец триумф при выпуске из школы с надеждой испытать себя в бою. Все вместе - это продолжительный цикл с едва уловимыми изменениями, однако ближе к концу процесс остается неизменным.
Морские пехотинцы, изъявившие желание стать снайперами-разведчиками, вначале проходят через процесс проверки, а затем через процесс отбора. Проверка проводится на предмет соответствия основным требованиям; как и везде, в Корпусе морской пехоты существуют определенные стандарты для тех, кто может стать снайперами-разведчиками. Каждый батальон может проявлять гибкость в той или иной мере в установлении этих требований, в зависимости от потребности в личном составе. Кроме того, потенциальный снайпер должен пройти через обучающий курс.
Обучающий курс, также называемый <индок> (от английских слов "Indoctrination course"), - это процесс отбора, в котором действующие снайперы выбирают следующую группу потенциальных снайперов. Длительность <индока> в каждом батальоне может меняться, но одно остается неизменным - это очень изнурительный курс. Для потенциальных кандидатов, этот курс может оказаться самым суровым этапом на всем протяжении службы в качестве морского пехотинца, но для тех, кто будет отобран, это только начало пути. Во время курса, кандидаты будут подниматься задолго до восхода солнца, и ложиться спустя несколько часов после заката. Время между этими двумя событиями будет заполнено тестами и упражнениями. Тесты проводятся ежедневно, и этот процесс физически и психологически очень изматывающий. Как только большинство военнослужащих начинает улавливать суть того, как действует снайпер, они понимают, насколько эта работа является неприглядной и решают не продолжать дальше свое обучение - скорее, они понижаются в своих собственных требованиях.
Поскольку морской пехотинец не имеет снайперской подготовки, на этапе обучения он носит прозвище <лентяй>, сокращение от слов <медленный, ленивый, неподготовленный стрелок> (SLUG - Slow, Lazy, Untrained Gunman). Время, проводимое в качестве <лентяя>, ошеломляет многих, и те, кто провалился на этапе обучения, уходит с этим прозвищем обратно в свои взводы. Тем же, кто отбирается в состав взвода снайперов-разведчиков, присваивается новое прозвище - <свинки>.
Уже во взводе снайперов-разведчиков, морской пехотинец получает почетное прозвище <свинка>, что означает <профессионально подготовленный стрелок> (PIG - Professionally Instructed Gunman). Прозвище означает, что морпех достоин получения специализированной подготовки, чтобы быть снайпером. Быть новой <свинкой> - физически и психологически, вероятно, наихудший период в жизни потенциального снайпера, поскольку на него обрушивается огромный объем информации и тактических данных, и большую их часть он будет изучать через боль и постоянные повторения. Каждый морпех, который становится частью взвода снайперов-разведчиков, проводит какое-то время в качестве <свинки>, но в снайперском сообществе он по-прежнему не считается снайпером-разведчиком морской пехоты. Хотя <свинки> обладают большим опытом и знаниями о снайпинге, чем некоторые снайперы после обучения в школе, каждая <свинка> стремится стать <кабаном> (HOG - Hunter of Gunman).
<Кабан> - это стрелок-охотник, и единственное прозвище из трех, которое считается по-настоящему снайперским. Чтобы стать <кабаном>, <свинка> должна пройти дивизионную школу снайперов-разведчиков, и с целью подтверждения, в каждой школе ведутся записи каждого выпуска и морпеха, который окончил школу. Школа снайперов-разведчиков морской пехоты настолько сложна, что является обычным явлением, когда морпех носит звание <свинки> все время нахождения во взводе, поскольку он может никогда не окончить школу или никогда не иметь возможности вступить в нее. Как только <свинка> успешно выпускается из школы, ее прозвище меняется на <кабан> и номер военно-учетной специальности меняется на 0317 (ранее номер ВУС был 8541). Он также получает 7,62-мм пулю в качестве ожерелья. Эта пуля называется <кабаньим клыком> и всегда находится на снайпере. Это снайперский амулет, означающий, что для морского пехотинца предназначена только пуля, и в бою никакой другой снайпер не даст ему пулю. Новоиспеченные <кабаны> действуют в составе батальона в качестве снайперов и наблюдателей. Проводя операции по поддержке своих подразделений, они приобретают ценный опыт.
Снайперы морской пехоты известны как одни из наилучших специалистов в мире в своей профессии и главной причиной этого мнения является школа снайперов-разведчиков. На сегодняшний день существует четыре школы: школы снайперов-разведчиков при 1-й, 2-й, 3-й дивизиях морской пехоты и школа снайперов-разведчиков в Куантико.
До того, как морской пехотинец окончить школу снайперов-разведчиков, он должен в совершенстве овладеть такими навыками, как ориентирование на местности, стрельба по неподвижным и движущимся целям на дальности от 100 до 1000 ярдов, и подкрадывание. Подкрадывание - это скрытное передвижение от заданного рубежа на расстояние 200 метров от инструктора с последующим производством двух холостых выстрелов. Курсант постоянно находится под наблюдением инструктора, вооруженного сильной оптикой. Если инструктор обнаружит его в любой точке, курсант проваливает упражнение.
Курсант также должен овладеть навыками вызова и корректировки минометного и артиллерийского огня, наведения авиации, патрулирования, использования снаряжения, и планирования боевых операций, что считается ключевым элементом снайперских операций. Он также должен успешно пройти финальную неделю, являющуюся кульминацией всех указанных элементов. Известно, что школы принимают курсантов из подразделений СпН ВМС (SEALS), сил ССО сухопутных войск, ФБР, спецназа морской пехоты и вооруженных сил других стран по всему земному шару. Поскольку время в статусе <свинки> является образовательным, курсант должен быть готов к поступлению в школу; однако обычным делом является ситуация, когда морской пехотинец отчисляется из школы как минимум один раз. Сама по себе школа считается одной из труднейших в морской пехоте.
Я полагаю, что именно во время такого обучения снайпер развивает свои идеи относительно убийства. Снайперы морской пехоты имеют страшную репутацию, которая создавалась предыдущими поколениями. Такая яркая боевая история порождает определенные ожидания. Из-за бесчисленного количества часов, затрачиваемых на обучение, большинство снайперов чувствует желание <убивать>. Другие, кто не тратит так много времени на подготовку, могут удивиться важности этого. Но с самого начала подготовки снайпера, его единственной целью является такая работа.
Организация взвода снайперов-разведчиков отличается от структуры линейной роты, из которой приходит большинство снайперов-разведчиков. Взвод как правило состоит из пяти снайперских команд по четыре человека в каждой. Командует взводом офицер в звании первого лейтенанта, который также является офицером по использованию снайперов и отвечает за общее боевое применение взвода, а также за административную работу и снабжение. Взводный сержант имеет звание штаб- или гэннери-сержанта, желательно, чтобы он был <кабаном>. Он является заместителем командира взвода и отвечает за организацию взаимодействия и планирование. Третьим по старшинству является старший снайпер-разведчик или <старший скаут>. Это наиболее опытный <кабан>, который является связующим звеном между остальными <кабанами> и <свинками> взвода и взводным сержантом и командиром взвода. Командиры команд обычно являются <кабанами>, они непосредственно отвечают за планирование операций снайперских команд. Также обычным явлением бывает назначение старшей <свинки>, которая обучалась в снайперской школе, но провалилась, на должность командира команды. Помощники командиров команд являются <кабанами> или старшими <свинками> и находятся в подчинении командиров команд.
Во время ведения боевых действий команды в основном поддерживают батальон, однако им может ставиться задача по поддержке рот в составе батальона. Одна команда обычно находится в резерве Центра наблюдения и разведки (SARC), который помогает командам, находящимся в поле, передавать информацию и поддерживать радиосвязь с батальонной разведкой. Снайперская команда состоит из двух стрелков и двух наблюдателей. Обычно команды состоят из четырех человек и в любой момент могут быть разделены на две команды по два человека.
Взаимоотношение снайпера со своим оружием - особый процесс. Он очень трепетно относится к своей винтовке, которая в ответ сберегает ему жизнь. Снайпер должен уделять винтовке постоянное внимание, как будто это младенец. Он ее чистит, окрашивает аэрозольными красками, снаряжает, спит с ней, носит ее, защищает ее от воздействия неблагоприятных факторов, никогда не оставляет и постоянно оберегает ее. Оружием снайпера морской пехоты является винтовка М40А3, называемая <сороковка>. В своей основе она представляет собой винтовку Ремингтон 700-й модели со специфическими усовершенствованиями. До недавнего времени на нее устанавливался оптический прицел Unertl с постоянной кратностью 10х. Новый прицел изготавливается фирмой Schmidt & Bender, и имеет переменную кратность 3-12х50. Винтовка позволяет вести точный огонь на 1000 ярдов (десять футбольных полей), но бывали случаи, когда снайперы-морпехи в Ираке успешно стреляли и на бóльшие дальности.
В Ираке большинство снайперов также носит на патрулирование винтовку М16, так что у них есть возможность вести автоматический огонь в отличие от <сороковки> с продольно-скользящим затвором. Наблюдатели могут нести винтовку М16 или дополнительно подствольный гранатомет М203. Также могут использоваться легкие пулеметы SAW. Чаще всего снайпер и наблюдатель имеют в качестве вспомогательного оружия 9-мм пистолеты Beretta. Кода снайперу действительно требуется дотянуться на сверхбольшие дальности, у него на выбор есть <пятидесятка>. Это винтовка М82А3 .50-го калибра, производимая фирмой Barrett, и называемая SASR, что означает <Винтовка с оптическим прицелом специального назначения>. Она также имеет специфические модификации. Она дает возможность пробивать броню и другие плотные преграды, такие как двери автомобилей, окна и самое сложное препятствие - расстояние. Из этого оружия можно стрелять на дальность до 1800 метров (свыше восемнадцати футбольных полей), но снайперы регулярно перестреливают это расстояние. Однако одним из недостатков этого оружия является его вес. С полностью снаряженным десятизарядным магазином, вес винтовки составляет 32,5 фунта.
Снаряжение, используемое снайпером, выбирается исходя из решаемой задачи. Однако необходимыми являются две радиостанции, ПНВ и тепловизоры, приемники GPS, сигнальные ракеты, лазерный дальномер, а также боеприпасы и взрывчатые вещества. При решении задач наблюдения, снайперы могут иметь видеокамеры и ноутбуки, которые дают возможность передавать информацию и изображения поддерживаемому подразделению прямо со снайперской позиции.
Во время вторжения в Ирак в 2003 году, снайперы морской пехоты сражались бок о бок с пехотинцами по причине высокого темпа развития наступления. Однако с момента объявления формального окончания войны, когда пехотные подразделения перешли к выполнению задач по обеспечению безопасности и стабилизации, снайперы морской пехоты начали в основном проводить оборонительные операции. Это такая штука, которую большинство снайперов не любят, поскольку это значительно снижает возможность вести охоту. Очень часто снайперские операции в Ираке включают в себя обеспечение безопасности основных дорог от закладок самодельных взрывных устройств (СВУ), так называемых <придорожных бомб>. Такая задача может быть поставлена всему взводу снайперов-разведчиков, оставляя мало пространства для традиционных снайперских операций.
Иногда для снайперов представляет настоящую задачу определение того, кто закладывает СВУ. Существует множество различных способов установки <бомб>, используемых противником, и после каждого противодействия американцев, враг также адаптирует свою тактику. В одном случае, морпехи уничтожили повстанцев, использовавших для прикрытия своей деятельности детей. Снайпер случайно встретил машину, стоявшую на обочине и загруженную семьей. Глава семейства делал вид, что меняет колесо, но на самом деле он копал ямку, в которую другой человек ночью установил и замаскировал СВУ. Другой способ, используемый повстанцами - конструктивное изменение машин. Однажды, повстанцы прорезали отверстие в днище минивэна, чтобы они могли подъезжать к тротуару, выкапывать ямы и закладывать СВУ. Все это происходило за считанные минуты, при этом из машины никто не выходил. Учитывая бесчисленное множество различных способов и методов установки СВУ, задача противодействия этому для всех сил коалиции становится настоящим вызовом.
Стрельба - основной аспект, на котором фокусируются люди, когда думают о снайпере, вне зависимости от того, действует он в бою или нет. Хотя стрельба - это только 10% от всех снайперских операций, снайперы выстреливают тысячи патронов, и как только снайпер досконально изучит возможности своей винтовки, он будет точно знать, куда попадет пуля. Снайпер морской пехоты фокусируется на принципе <один выстрел - одно поражение>, поэтому ситуация, когда снайпер промахивается в бою, является нетерпимой, но также трудно представить, что каждый снайпер делает любой выстрел, какой сможет.