Случился курьез: Воздушный террор - кто начал первым Как уже было сказано выше, львиную долю потерь среди гражданского населения Германии ещё во


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




1 января 1970 - Тузенок

Воздушный террор - кто начал первым?

Как уже было сказано выше, львиную долю потерь среди гражданского населения Германии ещё во время войны составили жертвы воздушного террора со стороны англо-американской авиации. Кто несёт вину за развязывание массовых бомбардировок гражданского населения во Второй мировой войне? Долгое время считалось, что во всём виноваты немцы, подтверждалось это и решениями Нюрнбергского процесса. Немцы якобы первыми начали бомбардировки гражданских объектов и убийство с воздуха женщин, детей, стариков, а затем получили справедливое "возмездие". Кто "посеял ветер, тот пожал бурю" - аргумент, которым западные союзники оправдывали массовые бомбардировки городов Германии.

Так кто же первым применил бомбардировки гражданских объектов? Как вообще цивилизованная Европа пришла к такой варварской идее - воздействовать на исход войны путём убийства миллионов ни в чём не повинных женщин, стариков и детей. Это не эффектные слова, об этом говорит статистика. Российский автор Михаил Максимов в статье "Война без правил" приводит следующие данные: во всех возрастных группах потери среди женщин превышают потери среди мужчин приблизительно на 40%, количество погибших детей также очень высоко - 20% от всех потерь, потери среди старших возрастов составляют 22%. (

После первой мировой войны стало ясно, что решающую роль в будущей войне будут играть воздушные силы. Один из первых теоретиков будущей воздушной войны итальянский генерал Джулио Духет (Giulio Douhet) уже в 1921 году выдвинул идею, что в будущей войне победит тот, кто уже с самого начала сможет уничтожить военно-воздушные силы противника - самолёты и аэродромы и сможет закрепить своё господство в воздухе. Он считал, что целью ударов с воздуха будут не только вооружённые силы противника, но и его коммуникации и индустриальные центры. Духет совершенно цинично заявлял, что в будущих войнах гражданское население тоже станет одной из главных целей военной авиации. Он указывал, что следствием целевых ударов на гражданские объекты, жертвами которых станут женщины, дети, старики, больные и раненные люди, станет то, что гражданское население и армия противника очень скоро будут деморализованы и направят свой гнев против собственного правительства. Таким образом будут достигнуты те же результаты, как в России в 1917 году и в Германии в 1918 году: правительства будут свергнуты и страны-противники вынуждены будут капитулировать.

Между тем, уже в 20-е годы одни только рассуждения на эту тему были преступными, так как к этому времени уже были выработаны основные положения о понятии военное преступление. На Второй Гаагской мирной конференции 18 октября 1907 года 44 страны мира и среди них все великие державы подписали договор, в котором говорилось, что воюющие страны должны применять свои вооружённые силы таким образом, чтобы не пострадало гражданское население и важные для его жизнедеятельности объекты. На Вашингтонской конференции по ограничению вооружений в 1922 году был выработан документ, известный как "Правила войны". Этот документ был известен всему мировому сообществу. В нём говорилось буквально следующее: "Воздушные бомбардировки с целью терроризирования гражданского населения, или разрушения и повреждения частной собственности невоенного характера, или же причинения вреда лицам, не принимающим участия в военных действиях, воспрещаются" (статья 22, часть II).

В теоретическом обосновании и разработке технологии наиболее эффективных методов бомбометания активную и ведущую роль во время Второй мировой войны сыграл профессор Ф. А. Линдеманн. Этот еврейский беженец из Германии сделал в Англии заметную карьеру - он стал советником У. Черчилля. В конце 1941 года профессора С. Цукерман и П. М. Блэкетт, тоже советники премьер-министра, по его просьбе исследовали эффективность бомбардировок немецких городов в предыдущий период. По результатам своего исследования оба профессора решительно отвергали возможность нанесения серьёзного урона населению Германии и посоветовали в дальнейшем сосредоточиться больше на бомбардировке военных целей, например, немецких подводных лодок. Черчилль дополнительно проконсультировался у профессора Ф. А. Линдеманна. Линдеман имел перед собой свидетельства неизменной неэффективности бомбардировок немецких городов с военной точки зрения. И всё же он сумел убедить английское руководство в целесообразности таких бомбардировок и разработал эффективную технологию, которая не требовала больших изменений в тактике командования бомбардировочной авиацией для её претворения в жизнь. И 14 февраля 1942 года английское командование предписало командованию авиацией в качестве первоочередной задачи атаковать жилые кварталы в определённых промышленных городах: "Относительно новой директивы по бомбардировкам полагаю, что целями должны быть кварталы, - писал сэр Чарльз Портал своему помощнику сэру Норману Боттомли, - а, к примеру, не верфи или авиазаводы в числе упомянутых целей. Это должно быть доведено до сознания, если до сих пор не понято" (Д. Ирвинг, "Разрушение Дрездена").

Линдеманна попросили разработать для обсуждения концепцию стратегии бомбардировок, с помощью которой Великобритания могла бы эффективно оказывать поддержку своим союзникам на востоке. Линдеманн такую концепцию разработал и представил правительству 30 марта 1942 года. В своём докладе премьер-министру профессор от дьявольских наук проводил мысль о том, что бомбардировки территории Германии способны подорвать моральный дух противника, при условии, если их объектом станут рабочие кварталы пятидесяти восьми германских городов с населением более 100 тысяч жителей в каждом. Линдеманн, получивший позже за свой вклад в убийство миллионов женщин, детей и стариков Германии звание лорда Шервелл (Cherwell), представил Черчиллю в этом докладе не только научные доказательства эффективности таких бомбардировок, но и рекомендации, какие именно немецкие города надо бомбить. В общем списке была и жемчужина европейских городов - Дрезден. Макс Хастингс в своей книге (Max Hastings. Bomber Command) утверждает, что "доклад Шервелла окончательно обосновал программу действий для бомбардировочной авиации и с этого момента был включен в планы бомбовых налётов". Линдеманн настаивал на том, что для того, чтобы бомбы не тратились впустую, необходимо сосредоточиться на бомбардировках кварталов с многоэтажными домами, в которых в основном жили рабочие. Он подсчитал, что на 40 тонн бомб, которые упадут на "застроенные районы", придётся "от 4000 до 8000 людей, которые лишатся крова". Хастингс делал из этого вывод, что Линдеманн "надеется превратить немцев в нацию беженцев и надеется на большое количество трупов под развалинами, хотя он и был достаточно осторожен, чтобы это не сформулировать так отчётливо" ("Holocaust in Dresden", Artikel aus The Barnes Review, Feb. 1995,

Напав на Польшу 1 сентября 1939 года, немецкие военно-воздушные силы под руководством Германа Геринга уже в первые два дня войны уничтожили все польские аэродромы и самолёты. Они практически не успели взлететь. То же самое произошло и с французскими военно-воздушными силами в 1940 году. Они тоже были ликвидированы в первые дни войны.

Варшава подверглась первым бомбардировкам уже в первый день войны. При этом немецкие лётчики старались не сбрасывать бомбы на жилые кварталы. 1 сентября Гитлер заявил, что он не ведёт войну против женщин и детей и что он дал приказ люфтваффе бомбардировать только военные цели. 2 сентября 1939 года правительства Франции и Англии также торжественно заявили, что их военно-воздушные силы никогда не будут бомбардировать гражданское население и памятники культуры, а только "строго военные объекты в самом узком значении этого слова".

Как выполнил своё обещание Гитлер? 16 сентября немецкое командование потребовало от польского руководства без боя сдать Варшаву. Польское правительство в капитуляции отказало, хотя ситуация для поляков была безнадёжной. Город был подвергнут артиллерийскому обстрелу и бомбардировке с воздуха. Несколько районов города были полностью разрушены. 18 сентября Варшава капитулировала. Как видим, пальму первенства применения бомбардировки городов во Второй мировой войне можно отдать немцам. Но действия немецкой авиации не нарушали международные нормы ведения войн. Французский военный атташе сообщал в своей депеше в Париж: "Здесь не было выходящего за рамки и чрезмерного использования воздушных сил". Немецким пилотам было приказано щадить жилые кварталы. За выполнением этого приказа строго следили. Перед бомбардировкой польской столицы немецкое командование предупредило об этом гражданское население и предложило ему заранее покинуть город.

Второй после немцев бомбардировку городов во Второй мировой войне предприняла советская авиация. Мало кто знает, что 30 ноября 1939 года советско-финская война тоже началась с бомбардировки финских населённых пунктов. Уже в первый день войны только в Хельсинки от бомбардировки советскими самолётами погиб 91 человек гражданского населения. 25 июня 1941 года вторая советско-финская война также началась с ещё более массированной бомбардировки - на населённые пункты и города Финляндии полетели 480 советских бомбардировщиков. Было много человеческих жертв. Советские стратеги тоже усвоили учение Духета и целью бомбардировок ставили деморализацию населения страны настолько, чтобы это привело к падению правительства. В обоих случаях бомбёжки, наоборот, вызвали небывалую консолидацию финского народа с правительством, даже левые партии выступили с призывом к рабочим защищать родину от захватчиков.

Но по поводу этих действий немецкой и советской авиации следует сказать, что ни бомбардировка Варшавы, ни бомбардировки советскими самолётами финских населённых пунктов 30 ноября 1939 года исторической наукой не считаются началом воздушного террора. В обоих этих случаях ещё нельзя говорить, что уничтожение как можно большего числа гражданских лиц стало частью стратегии ведения войны, как это позже стало присуще стратегии и политике западных союзников, в особенности Англии.

И английская, и немецкая сторона датировали начало воздушного террора по-разному. Началом послужил довольно курьёзный случай. 10 мая 1940 года во время военных действий против Франции звено немецких самолётов, состоявшее из трёх машин, заблудившись из-за плохих погодных условий, сбросило свои бомбы на город Фрайбург. Сброшено было 70 бомб. Жертвами стали 57 человек убитыми, из них 22 ребёнка - одна бомба упала прямо на детскую игровую площадку. Геббельс тут же этим воспользовался и заявил, что это сделали либо англичане, либо французы. Французы настаивали на своей невиновности. Вторя их заявлению, военно-воздушное министерство Великобритании опубликовало предупреждение о том, что рассматривает утверждения Германии как "несоответствующие действительности". Нацистская пропагандистская машина подняла большой шум и стала требовать нанесения ответных ударов по английским городам. Но люфтваффе в это время были заняты военными действиями во Франции, и по требованию Геринга призывы к таким ударам были прекращены. Геббельс ограничился пропагандистской кампанией под громким названием "Убийство детей во Фрайбурге". Англичане сделали вывод, что Гитлер сам приказал подвергнуть бомбардировке своё население, чтобы иметь моральное право на бомбёжку английских городов. 10 мая 1940 года ушедшего в отставку Чемберлена, проводившего политику "умиротворения" Германии, на посту премьер-министра сменил Уинстон Черчилль, сторонник жёстких мер и решительных действий. По приказу Черчилля, в этот же день в качестве предупреждения английские самолёты нанесли в ночь на 10-11 мая 1940 года бомбовый удар по Мёнхенгладбаху, во время которого в центре города было разрушено несколько домов и погибло три человека. Помощник командующего авиацией Дж. М. Спейт прокомментировал это событие так: "Мы (англичане) начали бомбардировки объектов в Германии раньше, чем немцы стали бомбить объекты на Британских островах. Это исторический факт, который был признан публично... у нас не хватило духа предать гласности наше великое решение, принятое в мае 1940 года. Нам следовало огласить его, но мы, конечно, допустили ошибку. Это - великолепное решение" (цит. по: Михаил Максимов. "Война без правил", По мнению известного английского историка и военного теоретика Джона Фулера, тогда "именно от рук г-на Черчилля сработал взрыватель, который вызвал взрыв - войну на опустошение и террор, небывалые со времён вторжения сельджуков".

На Нюрнбергском процессе защитник Германа Геринга доктор Отто Шамер 22 марта 1946 хотел предоставить суду победителей документы, доказывающие, что британские ВВС первыми начали систематические бомбардировки населённых пунктов Германии. Штамер заявил: "Для определения вины существенным является определение того, начала ли люфтваффе нападения на города после того, как английские воздушные силы нанесли многочисленные удары на гражданское население". Председатель суда лорд Джофрей Лоуренс (Geoffrey Lawrence) отклонил предоставленные к рассмотрению суда документы. Ведь Нюрнбергский процесс не был судом против военных преступлений вообще. Это был трибунал победителей над побеждёнными, на котором осуждались не военные преступления вообще, а только немецкие военные преступления.

Гуманитарные бомбардировки: Дрезден

Рейтинг: 0 Голосов: 0 304 просмотра

Комментарии