Фольклор и литература Тюмени и Тюменской области


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 3825 дней назад ( 3 ноября 2013)
Редактировалось: 2 раза — последний 22 апреля 2024
0
Голосов: 0
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фольклор и литература
Фольклор коренных народов Тюменской области (ханты, манси, ненцы, селькупы) составляли мифы, богатырские сказки, героические сказания, песни о богатырях, подвигах, связанных прежде всего с процессами родовых объединений. Постепенно сформировалась жанровая система: сказания, песни, сказки, предания, загадки, былички, приметы, заговоры. К концу XX в. она претерпела существенное изменение. Одни жанровые группы практически исчезли (мифологическая и героическая поэзия), вторые бытуют пассивно (заговоры, заклинания), ряд жанров продолжают развиваться (предания, былички). Литературы коренных народов выросли из обращения к национальным преданиям, однако их связь с обрядом и ритуалом в начале XXI в. ослаблена.
Фольклор русского населения Тюменской области, вопреки мнению знаменитого историка Сибири П. А. Словцова о «безголосой Сибири», достаточно хорошо сохранялся ещё в начале XX в. Это позволило фольклористам и этнографам, часто не академическим учёным, а просто любителям, собрать материалы, показывающие, насколько богатым был мир народного творчества сибиряков. К числу наиболее ранних записей относятся исторические песни о Ермаке, вошедшие в сборник «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова. Произведения обрядового фольклора записывались 3. Плотниковым, М. Н. Костюриной, П. А. Городцовым и др., сказки - И. А. Худяковым. П. А. Городцовым, Н. Е. Ончуковым, лирической песне посвящено исследование М. Н. Костюриной, основанное на текстах песен. бытовавших в «подгородных деревнях» Тобольска в конце XIX в. В других работах фольклористов и этнографов представлены материалы по народной медицине, суевериям, погодным приметам старожильческого населения Западной Сибири. С точки зрения фольклористики заслуживают внимания художественные произведения писателей-сибиряков, связанные с фольклорной традицией, например «Конёк-Горбунок» П. П. Ершова, «Мои воспоминания» Н. М. Чукмалдина и др.
Специфической чертой устного народного творчества в Тюменской области является взаимодействие и взаимопроникновение традиционных культур разных народов, в течение веков соседствовавших на одной территории. Этот процесс нашёл отражение в обрядовой культуре, суеверных представлениях. несказочной прозе.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В русской литературе сибирская тема возникла ещё до заселения края русскими, сибирская топика складывается начиная с «Повести временных лет» (Лаврентьевский список XIV в.) и новгородского «Сказания о человецех незнаемых». Она осваивалась писателями разных литературных направлений (от классицистов до акмеистов и футуристов), независимо от того, была ли жизнь автора непосредственно связана с нашим краем. Большую роль в формировании образа Сибири в русской литературе сыграли произведения ссыльнопоселенцев. Уже в «Житии» протопопа Аввакума и «Своеручных записках» Н. Долгорукой определилось представление о «стране изгнания», углубленное в творчестве А. Н. Радищева, декабристов, Ф. М. Достоевского, писателей-народников. Жизненные впечатления послужили основой для развития сибирской темы в творчестве Н. А. Лухмановой, В. В. Князева, М.М. Пришвина.
В свою очередь, с XVII в. («Сибирские летописи. Повесть о городах Таре и Тюмени») формируется тенденция к культурному самоопределению региона, выявлению специфики сибирской литературы. Характерной особенностью сибирской литературы XIX в. можно считать развитие «пограничных» жанров, представляющих сплав художественного и публицистического начал, беллетризованных (исторических, этнографических и т. д.) и др. научных трудов: например, «Письма из Сибири 1826 года» П. А. Словцова, произведения Н. А. Абрамова, М. С. Знаменского, Н. М. Чукмалдина, Н. М. Ядринцева. При этом отдалённость от читателя, невостребованность собственно художественного творчества сибиряков драматически сказалась на судьбах П. П. Ершова, оставшегося в истории русской литературы автором одного произведения, Е. Л. Милькеева (автора одной книги стихов), Г. С. Батенькова, поэтические тексты которого были собраны только в конце XX в. и др.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Развитию сибирской литературы способствовало формирование краевой журналистики. Неофициальный отдел «Тобольских губернских ведомостей» начиная со второй половины 1850-х публиковал не только историко-этнографические и публицистические материалы, но и произведения художественной словесности. С работой в газете связано формирование литературного таланта Е. Кузнецова, Н. Чукмалдина, Н. и М. Знаменских.
Существенно, что словесность территории прошла путь, прямо соотносимый со звеньями литературного развития российской культуры. Это очевидно, если проследить жанровое движение ярчайших вех стихотворной практики: от виршевой поэзии XVIII в. С. И. Шаховского с характерными для эпохи посланиями и молитвами, через литературную сказку П. П. Ершова эпохи романтизма («Конёк-Горбунок») к жанровым симбиозам в книгах Ю. Шесталова и Ю. Вэллы во второй половине XX в.
Ключевым событием в развитии литературы на территории Тюменской области XX в. стало создание письменности народов Севера. Литература края приобрела многонациональный харак¬тер. Сегодня её представляют ненецкие писатели Л. Лапцуй и А Неркаги, Ю. Вэлла и Н. Ядне, ханты Р. Рутин и Е. Айпин, Т. Молданова и М. Вагатова, манси Ю. Шесталов и А. Конькова, русские К. Лагунов и 3. Тоболкин, Н. Денисов и А Гришин, сибирские тата¬ры Б. Сулейманов и Я. Занкиев. Плодотворность взаимодействия русской культуры с культурами коренных малочисленных народов уникально выразилась в сотрудничестве Г. К. Сазонова и мансийской сказительницы А. М. Коньковой, Г. И. Слинкиной и хантыйской сказительницы Т. Г. Чучелиной, в судьбоносном личностном общении К. Я. Лагунова и ненецкого прозаика А. П. Неркаги, посвятив¬шей ему одну из своих повестей последнего десятилетия «Белый ягель» со словами: «Долг за доброту и веру». Энциклопедией национального языческого мирочувствования можно назвать созданные в жанре «книги» произведения 1990-х Ю. К. Вэллы «Белые крики» и Е. Д. Айпина «У гаснущего очага». Показательно п появление ряда изданий с параллельными текстами на двух языках (русском и хантыйском, русском и мансийском).
Осознание глубины и длительности исторических связей при¬вело к переизданию и новому прочтению, казалось, забытых фундаментальных работ ХК - первой половины XX в., причём с научным комментированием текстов, к открытию краеведческих отделов в библиотеках, к появлению различных концепций развития словесности в регионе и их публичному обсуждению.
Важной приметой интенсивности духовной жизни края ста¬ли преемственность и отчётливость литературных поколений. Практически в каждом из городов области проживают профессиональные литераторы. Всё это сделало возможным появление и на Севере, и на Юге периодических крупноформатных альманахов с устойчивым набором рубрик. Уровень профессиональной и массовой литературы дал новый импульс развитию
критики и краеведения. Появились разнообразные хрестоматии,
учебные книги, очерки творчества, портреты и обзоры, литературные страницы в СМИ, даже специальная литературная газета для детей «Лесовичок».
Основной организационной формой объединения литера¬торов области долгое время был областной Союз писателей (Тюменское отделение СП РСФСР), созданный в 1963 и возглавляемый К. Я. Лагуновым (1963-83), Е. Г. Ананьевым (1983-87), С. Б. Шумским (с 1987). В начале XXI в. на территории региона действовали уже четыре самостоятельные писательские организации.
6. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Культурная политика в Тюменской области и в автономных округах направлена на реализацию государственных гарантий культурной идентификации проживающих на территории области национальностей. Общерегиональными культурными событиями стали национальные праздники (Дни славянской письменности и культуры, татарский Сабантуй, чувашский Акатуй и т. п.). Центры национальных культур способствуют культурной консолидации определённого этноса, развитию и трансляции его традиционной культуры. Этим центрам предшествовали такие формы работы с коренным населением Севера, как культбазы и красные чумы. Областные, окружные, городские и районные центры национальных культур ведут информационно-методическую, художественно-зрелищную, досугово-концертную работу, концентрируют творчество профессиональных и любительских коллективов.
Театральное искусство зародилось на территории области в самом начале XVIII в. Первое театральное представление состоя¬лось в Тобольске 5 мая 1705. В начале XX в. действовали профессиональные театры в Тюмени, Тобольске, Ялуторовске, Ишиме. Тюменский театр драмы и комедии, тесно сотрудничая с местными драматургами, поставил спектакли по пьесам К. Я. Лагунова («Красные петухи», «Так было», «Одержимые») и 3. К. Тоболкина («Сказание об Анне», «Верую!»). В театре в разные годы работали народные артисты Е. С. Матвеев, П. С. Вельяминов, Г. И. Дьяконов-Дьяченков и др. Тобольский драматический театр получил известность своими гастролями в городах и поселках нефтяников и газовиков. Одним из интересных его начинаний явились т. наз. «площадные спектакли». Красивейшим памятником деревянного зодчества Тобольска было здание театра. Созданный 23 декабря 1945 Тюменский театр кукол и масок принимал участие в ряде международных фестивалей, гастролировал в Москве, Екатеринбурге и др. городах. В конце XX в. театральные труппы и стационарные театры стали создаваться в новых городах Севера (нижневартовский театр «Барабашка» и др.). В Тюменском институте искусств и культуры с 1999 ведётся подготовка актёров.
Изобразительное искусство профессионально развивается на территории Тюменской области с XIX в. В 1889 в залах Александровского реального училища прошла первая выставка работ тюменских художников. В 1944 была создана областная организация Союза художников СССР.
В конце XX в. жанровый диапазон и технические возможности художников расширились, появились мастера по работе с тканями, металлом. Наряду с традиционным реалистическим пейзажем широко представлены производственные темы и портрет. Основные тенденции художественной жизни всё больше определяются творческой молодёжью, выпускниками художественно-оформительского отделения Тюменского училища искусств. Активно заявила о себе вновь созданная областная организация Союза дизайнеров России.
Музыкальная культура Тюменской области начала активно развиваться с созданием в 1958 областной филармонии. Получили известность филармонические коллективы: ансамбль скрипачей под управлением М. Пархомовского, камерный оркестр под управлением А. Шароева, камерный хор «Ренессанс», ряд вокально-инструментальных ансамблей.
Самодеятельное художественное творчество состоит из множества направлений и охватывает практически все слои населения. Оно конкретизируется в достаточно «узких» жанрах: хоровые, оркестровые, вокально-инструментальные, фольклорные коллективы. Успешно выступают самодеятельные хореографические ансамбли «Хорам», «Юность Сибири», «СыраСэв», «Зори Тюмени» и др.
В развитие культуры населения области свой вклад вносит и кинематограф. До 1917 в Тобольской губернии было 8 кино-установок. В 2000 в области действовало 366 киноустановок, киносеансы посещали 1,1 млн человек.
Крупнейшим в Западной Сибири хранилищем документов и печатной литературы о Тюменской области является Тюменская областная научная библиотека, начало которой поло¬жил купец Николай Мартемьянович Чукмалдин, открыв в Тюмени первую общественную библиотеку. ТОНБ является центром комплектования фондов библиотек области. Её фонд располагает источниками на 22 языках народов мира, в том числе и народов, проживающих на территории Тюменской области. Иностранная литература представлена на английском, немецком, французском, польском, болгарском, чешском, испанском и др. языках. В фондах сосредоточены периодические издания: все районные и городские газеты Тюменской области.
Музейная деятельность Тюменской области - одна из наиболее значительных сфер культуры. В 1879 создан Тюменский областной краеведческий музей. С 1870 по 1920 были созданы музеи, основанные на частной инициативе выдающихся личностей, заложивших традиции научной и просветительской работы в сфере музейного дела. В 1927 открыт музей в Ялуторовске, в 1938 - в Ханты-Мансийске. К концу 1940-х во всех городах Тюменской области - Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Салехарде, а также в Ханты-Мансийске - работали краеведческие музеи. В 1960-70-е было создано более половины ныне действующих музеев. Они открывались не только в северных городах, но и на юге сельскохозяйственной зоны. В середине 1980-х стали формироваться музеи в Варьегане, Сосьве, Казыме, Ханты-Мансийске (Торум-Маа), Русскинской. Эти музеи получили название «музеев пол открытым небом», так как ставили задачу воссоздать и сохрага пъ естественную среду обитания и быта коренных народов Севера. В 1956 был открыт областной музей изобразительных искусств в Тюмени, в 2000 -в Тобольске. В настоящее время музейная сеть области развивается и видоизменяется. Появляются частные музеи (Григория Распутина в селе Покровское, сосланных в Тюменский край поляков). Музеи ставят своей задачей не только сохранение, но и возрождение живых традиций народной культуры.
Развитие всех сфер культуры Тюменской области во второй половине XX в. стало возможным благодаря усиленному вниманию, которое уделяется художественному образованию. В Тюмени первое государственное внешкольное учреждение, ДМШ № 1, было открыто в 1919 (директор В. А. Володин). Занятия велись по классу фортепиано, народных инструментов, хорового дирижирования, струнных смычковых инструментов, В 1969 на базе культпросветучилища в Тобольске открыто музыкальное от¬деление, в 1971 оно было реорганизовано в музыкальное училище, ставшее в 1987 училищем искусств и культуры. В 1974 открылось Тюменское училище искусств, переименованное позднее в Тюменский колледж искусств.
На 1.01.2002 на юге Тюменской области работало 24 художественно-образовательных учреждения, из них детских музыкальных школ - 7, детских школ искусства - 10, детских художественных школ - 5, эстетических центров - 2. В сельской местности учебные учреждения художественного образования по существу выступают центрами культуры, нередко единственными субъектами организации детского творчества, выявления и развития одарённых детей. В Тюменской области 823 клубных учреждения, в том числе в сельской местности - 796; 65 музыкальных школ и школ искусств, в том числе 40 — к сельской местности; 3 государственных и 21 муниципальный музей, в том числе 16 - на селе: 644 библиотеки, в том числе 561 - на селе; 3 городских театра. 1 концертный зал, 4 парка культуры, 7 городских кинотеатров, 1 цирк.
5564 просмотра

Комментарии