ЯНТАРНАЯ ТАЙНА РОССИИ
Янтарная комната считается одним из крупнейших произведений искусства 18 века, которое часто называют «восьмым чудом света». Теперешняя стоимость этих сокровищ составила бы 155 млн. долларов. Но следы комнаты теряются в вихре войны.
Период создания Янтарного кабинета (1701-1709 годы) совпадает с расцветом "янтарного зодчества" в Пруссии, что, по-видимому, и стало предпосылкой грандиозного замысла. Король Пруссии Фридрих I Гогенцоллерн (1657–1713) сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции - комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А.Нерингом и М.Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу.
Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург - личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг - столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок - две большие янтарные рамы. Но, возможно, замысел родился и у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству.
Долгие годы не существовало однозначного мнения по поводу архитектора, создавшего Янтарную комнату. И только тщательное изучение множества документов позволило понять, что автором оформления комнаты янтарными панелями, как и всего дворца королевы Софии-Шарлотты, был архитектор Иоганн Фридрих Эозандер (ранее считалось, что Янтарная комната - «детище» Шлютера, главного архитектора прусского королевского двора, занимавшего эту должность с 1699 года). В декабре 1701 года проект утвердили.
Для его реализации был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт, так как Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) ювелир Готфрид Турау и резчик Эрнст Шахт, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.
В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена. И Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце - Ораниенбурге. Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.
Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине. Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине.
В ноябре 1716 года Фридрих-Вильгельм встречается с Петром I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре Петр I в связи с заключением союза между Россией и Пруссией получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет вместе с яхтой “Либурника”. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский царь посылает ответный «подарок» - 55 гренадеров и кубок собственной работы из слоновой кости.
Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом. 2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал». Но нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще.
Документы свидетельствуют, что в 1743 году его дочь Елизавета Петровна распорядилась разместить янтарные панели в Зимнем дворце. А так как многие детали янтарного убранства несколько попортились от времени и транспортировки, дворцовой службой был специально приглашен итальянский мастер А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил установить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов.
В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России - на своей второй родине.
Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 кв.м значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским. Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.
В 1763 году уже императрица Екатерина II издала указ об изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен и замене ими расписных холстов. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, площадь их составляла 85 квадратных метров. И к 1770 году комната, выполненная в стиле барокко и рококо, приобрела законченный вид.
Янтарный убор, занимал три стены. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них размещались композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры.
Небольшие прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Дополнительное убранство комнаты состояло из китайского фарфора и наборных комодов русской работы. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Дальнейшая судьба шедевра складывалась драматично. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург. Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки также разрушали янтарь, и реставрация Янтарной комнаты проводилась еще в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933-1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника. Но началась Великая Отечественная война…В первые же дни войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; но вот янтарные панели из-за хрупкости решено было не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.
А вот дальше…Вернусь немного назад во времени…
1939 год…Время потрясающих надежд для Германии. Она сильна как никогда. Предвкушение того, что со всей Европы на Германию польются потоки произведений искусств, кружило голову немецкому искусствоведу Альфреду Роде. Какие перспективы открылись для ученого, когда он познакомился с документами министра пропаганды Геббельса, в которых тот дал задание генеральному директору Берлинских музеев Отто Кюммелю подготовить список произведений искусства, которые с XV века помимо воли немцев или в результате сомнительных сделок попали в руки иностранцев. Эта фраза - «в результате сомнительных сделок» - тут же напомнила Роде историю дорогого янтарного подарка Петру I. «Янтарную комнату мы вернем, вернем на родину, в Кенигсберг, - сказал в 1939 году Альфред Роде своей жене, - в этом не может быть сомнений…» Он стал буквально засыпать немецкие издания материалами о янтаре, говорил не умолкая, печатался в искусствоведческих журналах, читал лекции о комнате. Благодаря его публикациям, многие в Германии впервые узнали, что в Пушкине под Ленинградом есть немецкое чудо - Янтарная комната, которая, по «недоразумению» попала в Россию.
И когда немцы блокировали Ленинград, они хорошо знали, что и где нужно искать. Янтарная комната стояла одной из первых в списке. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион» - искусствоведы полковник доктор Пенгсен и майор доктор граф Сольмс-Лаубах. В течение 36 часов был проведен демонтаж Янтарной комнаты. Она была доставлена из Царского Села в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка.
Когда Альфред Роде узнал о том, что солдаты захватили «янтарное чудо», его восторгу не было предела. Вот, что он писал в Мюнхенском журнале «Пантеон»: «Самое фантастическое, что было создано с помощью техники фиксирования янтаря на серебряных пластинах, единственное и неповторимое в своем роде, это - Янтарная комната Фридриха I, которой мы можем сегодня придать истинное первоначальное значение, после того, как она была возвращена из Царского Села и нашла свое место в замке Кенигсберга». Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. Альфред Роде считал Янтарную комнату немецкой, более того, своей «собственностью». В 1943 году, когда она была смонтирована в замке Кенигсберга, доктор Роде, возродивший это чудо, заказал граверу нанести на серебро свое имя, написав просто: «Роде. 1943 г. Кенигсберг». Тем самым, он стал как бы одним из авторов, создателей этого чуда.
В 1944 году янтарная комната была демонтирована и упакована. Она хранилась в подвалах королевского замка. 28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок был полностью разрушен. Однако 2 сентября 1944 года Роде докладывал в Берлин тайному советнику Циммерману: «Несмотря на полное разрушение Кенигсбергского замка, «Комната» осталась неповрежденной, кроме шести цокольных пластин...» 18 октября 1944 года войска 3-го Белорусского фронта с боями вступили на территорию Восточной Пруссии. После захвата нескольких приграничных населенных пунктов, наступление советских войск было приостановлено…Но вот 13 января 1945 года началась Восточно-прусская операция. А 6 апреля 1945 за день советские войска штурмовали Кенигсберг.
Вольфганг Роде, сын директора кенигсбергского музея, вспоминал впоследствии, что отец говорил ему в конце войны, будто не боится прихода русских, ибо совесть его чиста, и он укажет им, где искать похищенные у них ценности. В письме доктор Роде писал «об одном бункере вне замка. Это современное сооружение на большой глубине, с отоплением и вентиляцией, в нем я разместил самые дорогие для меня ценности». Не исключено, что доктор Роде спрятал Янтарную комнату в потайных подвалах кенигсбергского замка, так как очень не хотел с ней расставаться. Профессор Брюсов, который вел поиски вместе с Альфредом Роде с апреля по декабрь 1945 года, рассказывал о каком-то заваленном обломками бункере № 3, где, по словам Роде, были спрятаны ценности. Янтарную комнату искали и под руинами замка, и во внутригородских подземельях, использовали все новые и новые технические средства, и все безрезультатно. Надо сказать, что сразу после того, как город заняли советские войска, началась тщательная проверка подземных военных сооружений. Искали взрывчатку, искали оружие, искали и находили всевозможные предметы, но только не Янтарную комнату.
Так что же стало с Янтарной комнатой? Где она сейчас, и кто ее новый владелец? Ответ на этот вопрос знают очень немногие, а кто знает, вряд ли кому-нибудь хочет рассказать. А может правы и те, кто утверждает, что Янтарную комнату нужно искать на дне Балтийского моря?
В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года. Низкая скорость работы была связана с тем, что отсутствовали графические изображения подарка прусского короля. Сотрудникам Царскосельской мастерской пришлось ориентироваться на черно-белый снимок, один довоенный цветной слайд и картину кисти художника Грехнева. Когда в 1997 году в Германии была найдена одна из четырех флорентийских мозаик «Осязание и Обоняние», реставраторы смогли сравнить качество воссозданной экспозиции. Оказалось, что копия практически полностью совпала с оригиналом. Отличался только цвет платья одной из дам на старой мозаике. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. И вот уже более десяти лет посетителей Екатерининского дворца радует «девятое чудо света» – возрожденная Янтарная комната.
Но… споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор... И кто знает, может быть, однажды эта тайна будет раскрыта.