Новость: Вопрос классика актуален любите ли вы театр Они не играют, они живут на сцене Любите ли вы театр так, как люблю его я Этот вопрос


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 17491 день назад ( 1 января 1970)
0
Голосов: 0
Вопрос классика актуален: любите ли вы театр?


Они не играют, они живут на сцене Любите ли вы театр так, как люблю его я? Этот вопрос классик задавал еще в XIX веке тогдашним поклонникам русской сцены, когда не было ни кино, ни телевидения с Интернетом - утешали книги да театр. Как же было его не любить?Но зададим такой вопрос зрителям сегодняшним и что услышим в ответ? Молчание… Подлинных поклонников этого искусства становится все меньше. Премьерный зрительный зал заполняется лишь на два-три первых спектакля. Дальше - дело случая и организаторской способности менеджеров. В репертуарных театрах потому и ставят на поток премьеры, снимая с репертуара спектакли, которые уже отработаны на зрителе.Но жив курилка! Оказавшийся в плотном окружении новых изобразительных технологий, театр также зажигает рампу, зовет зрителей. Удивляешься, как это ему удается?Хабаровский краевой театр драмы - репертуарный, он работает в русле русской сценической классики. По возрасту - относительно молод, по заслугам известен в основном в прошлом. Дела сегодняшние - посредственные, как у многих.В марте театру исполняется 70 лет. Впервые свой занавес он распахнул 16 марта 1946 года, показав спектакль по пьесе К. Утевского «Памятные встречи». Это был рассказ о поведении людей во время Великой Отечественной войны, их отношении к своим гражданским обязанностям. До этого времени в Хабаровске такого театра не было, над зрителями властвовал театр музыкальной комедии. Хотя попытки создать драму предпринимались реальные. В 1933 году горсовет принял решение об организации в Хабаровске стационарного драмтеатра. Не получилось: «сметы разошлись с планами» - было написано в официальных документах. Создание театра откладывалось на неопределенный срок. Произошло это только в 1946 году. Место нашли в уникальном здании - Доме коммуны (сейчас это архитектурный памятник федерального значения).Дом предназначался для работников НКВД. В пристроенном к нему клубе чекистов и поселился новый театр.Подготовка к открытию была тщательной - работы начинались с рассветом и завершались глубокой ночью. Актеры, набранные в труппу, отказывались от выходных дней. Из Москвы прислали необходимое оборудование, костюмы. Первым худруком стал П. Б. Харлип, главным режиссером - Ф. А. Бочаров, главным художником - М. М. Цибаровский. В 1948 году его сменил Василий Евтропович Романов, имевший большой опыт художественного оформления сцены. Я был знаком с ним, помнятся беседы в его скромной квартире. Романов показывал мне эскизы оформления сцены, рисунки костюмов. Они впечатляли.Не единожды интервьюировал старейшего, одного из первых актеров театра Юрия Геннадьевича Машкова. Он был занят в первой постановке спектакля «Молодая гвардия»: «Конечно, обидно было играть фашиста, но ничего не поделаешь. Тем более, что почетным было уже само участие в этом масштабном спектакле. Успех превзошел все ожидания, спектакль выдержал 38 аншлагов подряд! Люди стоя приветствовали артистов».Первое время драма работала на стационаре, а с 1949 года стала выезжать со своими спектаклями на предприятия города, станцию Хабаровск‑2, к морякам флотилии. В 1950-52 годах гастроли расширились, театр побывал в Благовещенске, Советской Гавани, городе юности, Биробиджане.Какие спектакли ставили тогда в краевой драме? Упомянутая «Молодая гвардия», «Русский вопрос» К. Симонова, «Машенька» А. Афиногенова, «Любовь Яровая» К. Тренева и другие. Первое место в репертуаре занимала русская, советская драма. В октябре 1959 года при театре была открыта студия, которая готовила актерские кадры. Учебный процесс длился два с половиной года, студийцы готовили учебные спектакли.Больших творческих успехов театр достиг в 60-е годы прошлого века. Знаковым событием стали летние гастроли в Москве (руководил театром в то время главный режиссер Ян Цициновский). Допуск на столичные сцены предполагал художественное качество работ коллектива, отбор спектаклей, «прокат» их на гастролях в других городах, и только потом занавес открывала Москва. Гастроли хабаровчан проходили летом 1965 года на сцене Малого театра. Были показаны спектакли «Ярость» Е. Яновского, «Царь Федор Иоанович» А. Толстого, «Король Лир» У. Шекспира и другие(в постановке Я. Цициновского). Несмотря на время летних отпусков, жару, дачные хлопоты москвичей, зал Малого театра был полон. Одобрительно писала столичная критика, отмечая артистов Е. Паевскую, М. Барашкову, М. Храброва, М. Митина, М. Кацеля.После гастролей последовали награды - Цициновский получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, Е. Паевская, В. Шаврин, В. Гаврилов стали заслуженными артистами Российской Федерации. К слову, ЕленаНиколаевна Паевская первой получила в краевом театре драмы и звание народной артистки. «На Паевскую» охотно ходили зрители, ее участие почти всегда приносило успех. На здании театра сегодня можно увидеть композиционный барельеф в память о Е. Н. Паевской и ее муже, актере, писателе В. А. Шаврине.Осенью 1969 года в театр пришел новый главный режиссер - заслуженный деятель искусств России Э. Вайнштейн. Руководил театром до 1976 года. При нем труппа пополнилась молодыми выпускниками театральных учебных заведений, расширился репертуарный диапазон за счет постановки спектаклей по произведениям местных авторов.Теперь зададимся вопросом: были среди артистов Хабаровской драмы «звезды»? Безусловно, были, появляться они начали в шестидесятые.Это заслуженный артист России Алексей Захарович Егоров, выпускник театра-студии Арбузова. С войны вернулся в столицу в 1945 году с тремя орденами и медалью «За отвагу», трижды раненый. Завершив прерванную войной учебу, он играет на сценах московских театров, снимается в кино.Казалось бы, чего еще? Но однажды Егоров покидает Москву и оказывается на Дальнем Востоке. Вначале был сахалинский театр. В хабаровском театре он появился в ноябре 1957 года и служил здесь до конца. Врачебная ошибка погубила этот яркий талант. Егоров играл социально положительные роли, умел захватить зрителей (и партнеров) неуемным темпераментом, выразительным голосом, мужской фактурой.«Захарыча» любили и зрители, и актеры. Кто-то сегодня может вспомнить его Федора Протасова, Плахова, другие роли актера-звезды.Елена Николаевна Паевская, получившая в Хабаровске званиезаслуженной, потом народной, запомнилась зрителям по таким ролям, как Сара в «Иванове», секретарша в «Миссис Пайпер ведет следствие», Геля в «Варшавской мелодии», немая женщина в пьесе своего мужа В. Шаврина «Шут».В одном из последних своих интервью Паевская говорила о своей актерской судьбе: «Так случилось, что большинство моих работ из тех, которые считают удачными, это были роли женщин, ищущих счастье и не находивших его, людей сложной судьбы. Когда я выхожу в спектакле «Колокол вечного боя» в роли матери, которая потеряла пятерых детей на войне, из моей души выплескивается горе. Люди плачут, а для меня - праздник. Вот такой парадокс нашей актерской профессии».Михаил Храбров и его жена Нина Медведева недолго украшали хабаровскую сцену, но запомнились зрителям. На счету первого - шут из «Короля Лира», царь Федор из «Царя Федора Иоановича» А. Толстого, роли этапные. Не случайно их пригласят в один из ленинградских театров.Там же окажется и Михаил Митин. Внешность, душевная тонкость и обаяние привлекали во всех образах, создаваемых этим актером. Луфчшие его хабаровские роли, на мой взгляд, - Марат в спектакле по пьесе Арбузова «Мой бедный Марат» и Виктор в «Варшавской мелодии» по пьесе М. Зорина.Долгие годы отдали театру Мария Барашкова и ее муж Михаил Воробьев. На счету первой - много разнообразных ролей, а у ее мужа багаж поскромнее. До сих пор помню его в спектакле «Ретро», после этого он покинет театр, уйдет на покой.С Мирославом Матвеевичем Кацелем мы были дружны. Когда он ушел из театра после снятия из репертуара последнего его спектакля в качестве худрука, мы обязательно встречались с ним на всех премьерах. Наши места в последнем ряду (за спинами - стенка) никто не занимал. Потом идя ночью домой, разговаривали о том, что увидели.Бывал у него в гостях в доме в Театральном переулке. Горстеприимная хозяйка Валентина Александровна пекла нежнейшие блины, ели мы их с икрой, под водку. Кацель был удивительным рассказчиком.И таким же - актером. Выпускник Щепкинского театрального училища (сын репрессированного ветврача) после окончания учебы взял направление на Дальний Восток (во Владивостоке состоялся арест отца, и семья тайно сбежала в Москву, где можно было «раствориться» среди ее обитателей).Оказался в театре города юности, работал здесь азартно, был замечен. Кацеля пригласили в Хабаровск. Стал работать в хабаровской драме актером, учился на высших режиссерских курсах в Москве. Два года возглавлял краевой ТЮЗ, но вернулся в театр драмы. Не скажу, сколько и какие роли он здесь сыграл (Мирослав Матвеевич их не считал, но выделял интересные).И сегодня перед глазами стоит его пан Дульский в спектакле «Мораль пани Дульской», молча шевелящий губами с авансцены и протягивая залу ремень, на котором только что повесился его сын. «Куда теперь с душой?»  - спрашивает польский пан у зала.Многие роли этого актера были знаковыми. Он играл все, что мог и хотел, - роли главные, эпизодические и в каждой был Актером.Он знал, что неизлечимо болен и достойно готовился оставить этот мир. Долго придумывал эпитафию на надгробном камне. Придумал, звонил мне, спрашивал, каким быть должен знак препинания в коротком предложении: «Я молчу - значит я умер». Бывая на хабаровском кладбище, я вижу эти слова, убираю завядшие цветы, протираю надгробие. Спасибо тебе, Мирослав Матвеевич, за мое приобщение к театру.К звездам хабаровской драмы тех времен я бы отнес Виктора Михайлова, Валерия Шаврина, позже - Эдуарда Мосина. Они ушли из жизни, но нам не надо их забывать.Каков же сегодняшний творческий облик театра-юбиляра? Не потерял ли он те черты, те нити, которые связывают прошлое с будущим? Как и вся страна, он пережил бурное перестроечное время, крутые девяностые, нулевые годы, старался все же выжить.Выживал трудно. Если посмотреть репертуар тех лет, то диву даешься - чернуха, примитивные комедии-развлекалки, сюжеты с разборками, все, что должно было привлечь зрителей. Они приходили, но это были уже не прежние театралы, а забредшие с улицы ожившие манекены.Театр понимал опасность деградации и пытался избежать ее. И сегодня он еще далек от уровня шестидесятых годов. Хотя репертуар нынче более осмыслен, разнообразен - есть классика, ставит современные российские и зарубежные пьесы. Иногда даже удачно.Есть в театре все возрастные поколения, но с режиссерами - беда. А без опытного художественного руководителя, без штатных режиссеров-постановщиков трудно, невозможно приобрести творческую индивидуальность, почерк, узнаваемость. Режиссеры - гастролеры - плохой выбор, они разъезжают по всей стране и ставят одно и то же в разных театрах… Где же выход?Будем надеяться на лучшее.Что думают о своем театре, что они ему желают нынешние актеры драмы?Начнем с одного из двух народных артистов - Сергея Николаевича Лычева. Задал я ему два коротких вопроса: как вы оцениваете свой театр сегодня? Что бы вы пожелали ему после юбилея?- Совсем недавно к нам приезжали московские критики, смотрели наши спектакли, актерские работы, вообще знакомились с состоянием театра. Вот их оценка: у вас хорошая профессиональная труппа. Неплохое финансовое состояние.- Что она, труппа, собой представляет?-  составе труппы 41 человек, 18 из них мужчины, остальные женщины, два народных артиста, четыре заслуженных. Проблемы, конечно, есть. Не хватает актеров на амплуа героя-любовника, главной героини, актера выраженного социального плана. И главная беда - отсутствие художественного руководителя, штатных режиссеров-постановщиков.Ведь кто такой худрук? Это отец родной, который обязан любить труппу, каждого актера, воспитывать всех. Это, я бы сказал, пастух «овечьего стада», он знает, куда его вести. «Продукт» штучный, таких специалистов мало, найти и заманить в Хабаровск их трудно.Прежние власти этим занимались, к примеру, первый секретарь крайкома партии Шитиков выбил из Москвы худрука Я. Цициновского. При нем театр воспрял, окреп.Сегодня в театрах страны процветают приглашенныережиссеры-постановщики, почти никто из них серьезно актерами не занимается. Пришел, «сляпал» за месяц-полтора спектакль, получил гонорар и тю-тю…Что можно пожелать театру в такой обстановке? Я на сцене 45 лет, люблю этот дом, актеров, труппа дружная, без завистников. Но где взять того самого худрука-«пастуха»? Наш новый директор настойчиво ищет, приглашает режиссеров не случайных. Но …Заслуженный артист России Евгений Иванович Путивец отвечает на те же вопросы так:- Слава богу, что театр выжил, покувыркавшись долгие годы. Сейчас к нам идет зритель. Ведь отчего зависит успех в театре? Это когда режиссер, актеры, художник, композитор попадают в одну точку - тогда и рождается спектакль-удача. Приведу пример. Бывший наш режиссер В. Оренов поставил «Широколобого», там было все - добротная литература, удачная музыка, оформление, подобраны актеры. Случился успех. Но он был разовым. То самое попадание в точку. В остальных своих работах этот режиссер просто провалился до уровня плинтуса. Мы с ним поэтому расстались.Да, у нас нет худрука, штатных режиссеров, художника - это беда. Поэтому работаем пока на подборе.- Евгений Иванович, вы не только актер, но и поэт, пишете стихи. Прочтете?-вЂ‚К теме разговора? Вот четыре строки:У совершенства не видно края,Что ни премьера - то мировая,Что ни спектакль - стандарт - ЕвропаА в результате сплошная …Путивец на этой сцене - 27-й год. Лучшие его роли в спектаклях «Чума на оба ваших дома», «Король Лир» (Шут), «Тевье-молочник» (Лейзер), другие.Актриса Анжелика Мельничук в театре четверть века. В одном из своих интервью она рассказала, как пришла в театр, вспоминает тех, кто помогал ей «осваивать» сцену. Среди них - М. Кацель, Ю. Ильин. Какие сыграла роли в их спектаклях - «Бешенные деньги», «Дядя Ваня».У нее много ролей самых разнообразных, актриса обладает яркой индивидуальностью, может быть лиричной, гротесковой, буффонадной.А своему театру она желает стабильности, которая, по ее мнению, пришла в театр.Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.Фото О. Полонниковой.

#Хабаровск
13 просмотров

Читайте также:

Читай;  Любите женщину за грех, Который вынесла из рая. А не за то, что

Читай; Любите женщину за грех, Который вынесла из рая. А не за то, что

Любите женщину за грех, Который вынесла из рая. А не за то, что лучше всех Она готовит и стирает. Любите женщину за грусть, Которую от вас скрывает, За то, что рядом с нею груз Проблем быст...
Читай;  Любите женщину за грех, который вынесла из рая. А не за то, что

Читай; Любите женщину за грех, который вынесла из рая. А не за то, что

Любите женщину за грех, который вынесла из рая. А не за то, что лучше всех она готовит и стирает... Любите женщину за грусть, которую от Вас скрывает. За то, что рядом с нею груз проблем быстрее уб...
Высказывания -  Любите Маму, пока она смеётся...И теплотой горят её глаза...И голос

Высказывания - Любите Маму, пока она смеётся...И теплотой горят её глаза...И голос

Любите Маму, пока она смеётся...И теплотой горят её глаза...И голос её в душу вашу льётся...Святой водою, чистой как слеза...Любите Маму- ведь она одна на свете...Кто любит Вас и беспрестанно ждёт ...
Читай;  Доверяйте любимым, не ищите изъяна, Не пытайтесь поймать хоть пол-слова обмана...

Читай; Доверяйте любимым, не ищите изъяна, Не пытайтесь поймать хоть пол-слова обмана...

Доверяйте любимым, не ищите изъяна, Не пытайтесь поймать хоть пол-слова обмана... В мелочах не копайтесь, в прошлой жизни не ройтесь. Доверяйте... любите... просто так и не бойтесь. Научитесь любит...

Комментарии