АНТИСОВЕТСКИЙ СЕРИАЛ, ИЛИ К ПРОСМОТРУ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО
Дата публикации: 14 Март 2016, 23:25
Религия давно перестала быть опиумом для народа. Ее место прочно занял кинематограф.
Бывший когда-то штучным продуктом, произведением искусства, за последние 50 лет кинематограф претерпел серьезные структурные изменения. А с появлением сериалов конвейерный принцип съемок фатальным образом отразился на качестве. Но для неподготовленного советского зрителя все это было в новинку. Я помню, как под волшебные звуки труб музыкальной заставки «Санта-Барбары» вся семья ежевечерне собиралась у телевизора и сопереживала Крузу, Иден, Келли… Кто там еще был? Это была мощнейшая инъекция для всего общества, инициация Западом. Точнее, не самим Западом, но мечтой о нем, картинкой, мифом. Советские домохозяйки впитали этот миф и отравились.
Впрочем, сейчас мы уже знаем, что сериал сериалу рознь. Наряду с потоком любовно-гламурно-патриархальной лирики (условное «покорение столицы») кинокомпании пытаются снять штучный продукт, опираясь на отечественную историю или классическую русскую литературу — с привлечением звезд, со сценарием выше среднего, с удачной операторской работой. Получается по-разному, когда лучше, когда хуже, иногда очень даже хорошо выходит («Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Апостол», «Тихий Дон»). Но если проанализировать все эти «штучные» подходы, то невооруженным глазом виден фундамент, который их объединяет: отношение к истории. А именно к советской истории. Тема маленького человека, попавшего в мясорубку карательного аппарата (ЧК, НКВД, КГБ — нужное подчеркнуть) становится если не центральной, то обязательной для освещения. Словно существует некий заказ на преподнесение советского прошлого в негативном ключе. Редкий современный фильм о советской действительности обходится без образа «кровавой гэбни», рвущей ногти на допросах и выбивающей зубы молотком. И это несмотря на то, что есть первоисточники, есть роман «Хранитель древностей» Юрия Домбровского, где процедура допросов описана детально. Причем автора сложно заподозрить в любви к советской власти. Куда уж объективнее? Но кто сейчас будет читать Домбровского?!
И здесь мы подходим к очень важному моменту: формируется картина прошлого. Страшно не то, что факты передергиваются, — страшит концентрация на негативе. Потому что, как бы печально это ни звучало, наши дети будут изучать историю по фильмам, принимая художественную правду за историческую. А это уже намеренная подмена.
С 16 марта на Первом канале стартует новый сериал о бесчеловечной советской власти «Красная королева». В основе сюжета — трагическая история Регины Збарской, легендарной советской манекенщицы, которую парижская пресса назвала «самым красивым оружием Кремля». И это еще один наметившийся тренд: уход от общего к частному, акцент на конкретных людях и судьбах. Униженных и оскорбленных, конечно, хватает в любую эпоху, но особый интерес вызывает советский период.
Изюминка именно этого сериала еще и в том, что это совместная работа России и Украины, а одну из ролей в картине играет украинская актриса Ада Роговцева, проклинающая Россию, «совок» и разъезжающая с благотворительными концертами для бойцов АТО. Эдакий Зеленский в юбке.
Украинская кинокомпания FILM.UA, снявшая этот сериал, условно вне политики и национальных противостояний, насколько это вообще возможно на современной Украине. К слову, эта же компания снимала «Битву за Севастополь», успешно прошедшую в российском прокате. Сегодня нашим, завтра вашим — важна лишь прибыль. Впрочем, украинская составляющая «Красной королевы» только подливает масла в огонь. Но нам сейчас важно понимать другое: будь на месте FILM.UA любая другая кинокомпания — это ничего бы не изменило, потому что тенденция на десоветизацию наметилась давно, стала генеральной линией, и никто с этого курса сворачивать не намерен.
Сериал — это продукт массовой культуры, и в этом отношении тенденция показательна. Чем больше неразрешимых узлов завязывает капиталистическая модель мироустройства, тем чаще наше общество оглядывается назад, в советское прошлое, где наряду с неповоротливым бюрократическим аппаратом, перегибами, квотами, дефицитом, блатом и плановой экономикой все-таки было место подвигу и «человек» звучало гордо. Этот разворот не декларируется и даже не проговаривается вслух, но ностальгия витает в воздухе, и ее все труднее не замечать.
Чтобы понять содержание и акценты «Красной королевы», достаточно просмотреть трейлер: серые лица функционеров московского Дома моды, циничная ухмылка сотрудника КГБ, попытка самоубийства на фоне красных флагов, партийный чиновник из Средней Азии в роли средневекового бая. Полный набор клише. И на этом фоне красивая хрупкая девушка, мечтающая о счастье. Картина маслом. Казалось, все эти антисоветские штампы давно должны были набить оскомину, но нет, они кочуют из фильма в фильм, из книги в книгу, и несть им числа. А если тебе сто раз повторят, что ты свинья, то не стоит удивляться, что в один прекрасный момент ты захрюкаешь.
Наверное, подобные фильмы быть должны, чтобы не забывать о том негативном, что действительно было в Советском Союзе. Но они точно не должны выходить в таком количестве и идти в прайм-тайм по центральному телеканалу страны. Это вопрос национальной гордости и самоуважения. Можно по-разному относиться к СССР, но если бы не его наследие, если бы не гигантский запас прочности, масштабы которого мы до сих пор не можем оценить, — нас бы не стало в 90-е годы. Страна распалась бы на улусы, и это не фантастический сценарий — это перспектива 15-летней давности.
К Константину Эрнсту и его команде, закупающей и заказывающей подобные сериалы, давно уже нет никаких вопросов. Этот человек проводит какой-то чудовищный эксперимент по перестройке нашего сознания. И если кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» уже 17 лет определяет, что смотреть стране, а что нет, значит, этот эксперимент наверху согласован или как минимум очерчен в границах. Но если мы не можем самому Эрнсту задать определенные вопросы, то у самих-то себя мы можем спросить: нравится нам этот эксперимент или нет? Принимаем ли мы правила игры?
Фальшь подобных сериалов чувствуется кожей, но дело свое они делают. На руку играет мнимая эстетика уважительного отношения к зрителю. В итоге сознание рядового обывателя оказывается засорено противоречивой информацией. С одной стороны, Крым, Украина, Сирия, борьба с коррупцией, слава русского оружия. С другой — поливание грязью нашего прошлого рука об руку с той же Украиной. В конечном итоге все это дезориентирует, сбивает с толку.
Отечественная сериальная киноиндустрия сегодня — это такой раскачанный бюджетными деньгами монстр, который питается нашими мозгами. Ни режиссеры, ни актеры, ни сценаристы — никто не заинтересован в том, чтобы произвести качественный продукт. Каждый делает свою маленькую часть работы, получает гонорар и уходит в сторону. Главное, чтобы госзаказ не пострадал. И на фоне наших сериалов зарубежные (те же американские) смотрятся просто произведением искусства. Когда это изменится и, самое главное, кто за это отвечает — вот вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Дело ведь не в «Красной королеве» как таковой, но в самой тенденции, в тошнотворно-низком качестве сериального кино, в антисоветских клише. Через неделю после просмотра зритель забудет, как звали советскую манекенщицу, но образ страшной советской тюрьмы останется.
Великий пост начался — время духовной и телесной строгости, чистоты в делах и помыслах. Телевизор в этот период смотреть не рекомендуют , а уж сериалы тем более. Впрочем, отечественные сериалы и вне поста лучше не смотреть. От их просмотра заплывают мозги, и теряется критический взгляд на мир. Редкие исключения только подтверждают правило. Лучше с детьми играть по вечерам, книжки им читать — ту же «Снежную королеву». Поинтереснее «красной» будет.
Дмитрий Филиппов