Читай: 16 марта 1884 года родился русский фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, гений и звезда


 
Я знаю, зачем нужны эти кнопки. А ты? Тогда поделитесь с друзьями!




Автор
Опубликовано: 20008 дней назад ( 1 января 1970)
0
Голосов: 0
16 марта 1884 года родился русский фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы, гений и звезда первой величины Александр Романович Беляев!

Биографию писал я, так что прошу читать, господа.

Александр Романович Беляев родился 16 (4) марта 1884 года в небольшом провинциальном городе - Смоленске. В семье Беляевых уже росли двое ребятишек - сын Васенька и дочка Ниночка. Отец, Роман Петрович, был священником, благодаря его строгому воспитанию в доме царила атмосфера покорности, любви и набожности. Мать, Надежда Васильевна, души не чаяла в детях и очень тяжело переживала смерть Нины, скончавшейся в детском возрасте от саркомы.
Всю любовь чета Беляевых отныне делила меж братьями. Василия отдали учиться в ветеринарный институт, а Саша пошёл по стопам отца и был зачислен в Смоленскую духовную гимназию. В её стенах запрещалось чтение журналов и газет, но уже тогда мальчик не мыслил себя без литературы и постоянно нарушал приказы. С родными воспитанникам можно было видеться только на рождественских, пасхальных и летних каникулах. Что же касалось посещения собраний, театров и дружеских вечеров, то всё это тоже жестоко каралось. Ослушавшихся наказывали розгами и морили голодом. Не удивительно, что из семинарии Александр вышел убеждённым атеистом. На его отношение к религии повлияло не только духовное воспитание, но и смерть любимого брата Василия, который утонул в реке во время прогулки на лодке.
Так получилось, что Саша остался единственным ребёнком в семье, надеждой и опорой родителей. Тем не менее, их уговоры стать священником не действовали, и Беляев решил поступить в Демидовский юридический институт в Ярославле.
Что же касается литературы, то нужно признаться – Беляев не смыслил себя без неё. Его самыми любимыми книгами постгимназических лет стали романы Жюль Верна.
Молодой человек всегда был увлекающейся натурой, с детства он грезил о полётах. Будучи маленьким, непоседа привязывал веники к рукам, пытаясь взлететь, и даже во взрослом возрасте Беляев не оставлял страстного желания летать. Подростком он прыгал с крыши дома на раскрытом зонтике, правда, полёт закончился неудачно, и юноша повредил спину, но и это не отбило тяги к «воздухоплаванию». Мечта сбылась, когда Беляев был студентом. Тогда ему удалось вместе с инструктором подняться в воздух на небольшом аэроплане. Радости молодого человека не было предела.
Кроме «конструирования» летательных аппаратов из веников, Александр ещё в год окончания духовной семинарии смог сконструировать и изобрести рабочую модель стереоскопического проекционного фонаря, но о своём достижении не рассказывал никому, кроме друзей. Открытие было грандиозным, однако осталось незамеченным, и только спустя двадцать лет аналогичный аппарат был разработан и запатентован американскими изобретателями.
Беляеву не нужны были признания и похвала, он просто занимался тем, что было ему по душе. Кстати, ещё одним дорогим сердцу занятием была фотография. Парень обожал делать снимки, особенно в стиле ужасов. Существовала даже фотокарточка, сделанная Беляевым, на которой была изображена человеческая голова на блюде в синих тонах.
Несмотря на то, что родители приучали сына к порядку, серьёзному отношению к жизни, в доме Беляевых не прекращали устраивать розыгрыши и различные забавы. Одна из шалостей закончилась для Александра травмой глаза и частичной потерей зрения.
Однако необузданность подростка во многом сыграла ему на руку. Беляев с лёгкостью обучился игре на скрипке и рояле, и в своей комнате он мог самозабвенно музицировать несколько часов без остановки, услаждая слух домочадцев. Кроме того, время у Саши находилось и для другой его страсти - театра. Значительная часть жизни юноши была связана именно с ним. Беляев с детства любил театральные представления, поэтому частенько выступал в роли драматурга, актёра и режиссёра. С местным театром Саша гастролировал не один раз, и не только по Смоленску, но и по его окрестностям. Известен даже случай, когда в город приезжала столичная группа актёров под руководством великого Константина Сергеевича Станиславского, и Александру было предложено заменить одного заболевшего артиста. Беляев успешно отыграл несколько спектаклей, поразив театрального режиссёра. Станиславский даже предложил ему остаться в труппе, но, по неизвестным причинам, молодой человек отверг предложение мэтра.
По окончании Демидовского института в 1906 году Александр получил должность частного поверенного и открыл собственную практику. За несколько лет работы у него появились постоянные клиенты, материальное положение постепенно улучшалось, и Саша, романтик и авантюрист по натуре, смог отправиться в первое своё заграничное путешествие. Он посетил Францию, Италию и Венецию.
Совмещая работу в адвокатской конторе и своё увлечение писательством, успешный юрист начал публиковать первые художественные произведения. В 1914 году в свет выходит дебютная работа Беляева - детская пьеса «Бабушка Мойра». В этот же период жизни начинающий писатель принимает важное решение – оставляет юриспруденцию ради литературы и театра. Александр Романович дебютирует в качестве режиссёра, его первой крупной работой на сцене стала постановка оперы «Спящая царевна». В марте 1914 года Беляев становится сотрудником московского детского журнала «Проталинка», одновременно работает с газетой «Смоленский вестник», в которой ему уже через год предлагают место главного редактора.
В 1915 году Александр Романович заболевает туберкулёзным плевритом, лечение не давало эффекта, болезнь прогрессировала и дала осложнения на позвоночник. Беляев услышал приговор – туберкулёз костей. Молодая супруга, Анна, с которой Александр связал свою жизнь незадолго до известия о страшном диагнозе заявила, что не намерена ухаживать за больным, не для того она выходила замуж и покинула Беляева. Он остался наедине с бедой. Паралич ног на шесть лет приковал начинающего писателя к постели, три года он из этого времени он неподвижно пролежал в гипсе. Его поддержкой и опорой были только мать и няня, которые в поисках специалистов, перевезли Беляева в Ялту. Там в больнице он взялся за перо и начал писать стихи. Тяжелый лежачий больной не отчаивался, он посвящал всё своё время самообразованию, штудируя историю, биологию, медицину, иностранные языки, технику. В чтении он остаётся верен Жюль Верну, приобщается к творчеству Герберта Уэллса, изучает работы Константина Циолковского.
Именно к тому времени, когда Беляев неподвижно лежал в гипсе, относится идея создания его первого научно-фантастического произведения – рассказа «Голова профессора Доуэля». Дело было вот как: однажды в палату, где находился Александр Романович, влетело какое-то насекомое, за передвижением которого он мог следить только лишь глазами. Постепенно крылатый гость обосновался в комнате и решил выяснить, кто же лежит в гипсе. Насекомое ползло по одеялу прямо к лицу Беляева. Ему же ничего не оставалось, кроме как, стиснув зубы, ждать, пока оно проползёт со лба к подбородку, а затем взлетит и помчится дальше. Именно тогда, по признанию Александра Романовича, он пережил то странное ощущение «головы без тела». Тогда, когда весь мир Беляева был ограничен стенами палаты, возникла идея создания произведения о голове профессора.
Весной 1919 года от истощения умирает мать Александра – Надежда Васильевна, а он не смог даже проводить её на кладбище.
1921 год стал в жизни Беляева переломным: в больнице он знакомится с Маргаритой Константиновной Мангушевской, которая на тот момент работала в местной библиотеке. Общее увлечение литературой сближает их, а новая знакомая начинает ухаживать за больным. Благодаря неимоверной силе воли и вспыхнувшему чувству к Маргарите Константиновне, Беляев встаёт с постели и делает свои первые самостоятельные шаги. Его отправляют в Гаспру, в дом отдыха для учёных и писателей, где Александр Романович набирается сил и получает от врачей целлулоидный ортопедический корсет, ставший для него постоянным спутником до последних дней жизни. Только в нём передвигаться было безболезненно.
В 1922 году болезнь начала отступать, а Беляев – возвращаться к полноценной жизни. Сначала он устраивается работать воспитателем в детский дом, а затем становится инспектором уголовного розыска. В том же году, накануне Рождества Александр Романович и Маргарита Константиновна решают обвенчаться. Позже, в 1923 году они узаконили свой брак в ЗАГСе.
В Ялте самостоятельно встать на ноги Беляеву было тяжело, и поэтому с помощью знакомых он вместе с женой перебирается в Москву. В столице Александр получает место юрисконсульта в Народном комиссариате почт и телеграфа и всерьёз начинает литературную деятельность. В этот период печатаются его первые научно-фантастические рассказы и повести в журналах «Всемирный следопыт», «Вокруг света». В течение двух лет Александр Романович работает юрисконсультом, но затем в силу жизненных обстоятельств Беляев вынужден оставить эту должность, сменить квартиру и поселиться в полуразрушенном доме. В марте 1925 года в семье Беляевых появляется первенец – дочка Людмила.
Чтобы не остаться без средств к существованию, писатель работает в нескольких издательствах, а все вечера посвящает созданию новых произведений. В 1925 году публикуется повесть «Голова профессора Доуэля», за ней следуют романы «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», Борьба в эфире», «Человек-амфибия» и сборник фантастических рассказов. Все эти произведения были выпущены под псевдонимами А.Ром и Арбел.
В 1928 году Беляев вместе с семьёй переезжает в Ленинград. С этого времени он занимается исключительно литературой, выйдя на новый – профессиональный уровень. Александр Романович заканчивает повесть «Золотая гора» и роман «Продавец воздуха». В июле 1929 года в семье Беляевых на свет появляется дочь Светлана.
За два года, проведённых в северной столице, Александр Романович создаёт большое количество научно-фантастических произведений – четыре романа, две повести и два десятка рассказов. Самые известные среди них – «Властелин мира», «Чудесное око», «Подводные земледельцы» и рассказы из цикла «Изобретения профессора Вагнера». Рисуя в своих произведениях картины будущего, писатель делал смелые прогнозы, казавшиеся в то время несбыточными. Он говорил о возможности пересадки человеческих органов, использовании силы ветра для получения энергии, о добыче воды в засушливой пустыне, искусственных дождях, цельнометаллических дирижаблях и силе внутриатомной энергии.
Дождливая погода Ленинграда пагубно влияет на состояние здоровья писателя, болезнь опять даёт о себе знать. Александр вынужден переехать в солнечный Киев, поближе к теплу и сухому климату. Условия жизни здесь лучше, но для творчества возникают препятствия, оказывается, что местные издания принимают рукописи только на украинском языке, поэтому писатель вынужден пересылать свои работы в Ленинград и в Москву.
Беляев работает ежедневно. Он создаёт свой собственный метод работы: утром читает газеты, журналы, письма, затем обдумывает новую главу произведения и диктует своей супруге, которая набирает текст на пишущей машинке. Александру Романовичу очень тяжело ходить и он всё чаще лежит, но его голос при надиктовке звучит ровно, будто он читает с листа. У него не было под рукой ни записной книжки, ни тетрадей для занесения мыслей, набросков, впечатлений. Он лишь изредка записывает сюжет произведения на небольшом листке, ограничиваясь несколькими строками, состоящими из односложных фраз, которые были больше похожи на название глав. Беляев никогда не переписывал и не переделывал собственных произведений, опасаясь, что выйдет только хуже. Несмотря на то, что писатель был тяжело болен, он никогда не отказывался от работы. Никогда не говорил, что сегодня ему не пишется. Даже когда он был снова закован на несколько месяцев в гипс, продолжал работать, содержа всю семью.
В 1930 году в Киеве умирает от менингита старшая дочь Беляева, заболевает рахитом младшая, обостряется его собственная болезнь – спондилит. Мир писателя рушится, он не находит себе места от горя. Осознавая собственную беспомощность, он только и может, что писать. В 1931 году Александр Романович создаёт роман под названием «Земля горит». Семья вынуждена вернуться обратно в Ленинград. В сентябре 1931 года рукопись романа берётся опубликовать ленинградский журнал «Вокруг света».
В 1934 происходит встреча Беляева с Гербертом Уэллсом. В начале 30-х годов, когда мысли человечества об освоении космоса казались несбыточными, Беляев на страницах своих произведений уже запускал людей на Луну и отправлял их в межпланетные путешествия, используя ракеты и целые научные станции. В этот же период времени Александр Романович лично знакомится с Циолковским и группой инженеров изучения реактивного движения из ГИРДа. Константину Циолковскому писатель посвятил целых два романа – «Прыжок в ничто» и «Звезда КЭЦ», а также небольшой очерковый рассказ «Гражданин Эфирного Острова». Беляев считал его гением, первым научным фантастом, а сблизившая их переписка стала почвой для фантастических романов писателя.
Помимо повседневных проблем и проблем со здоровьем, у Александра Романовича часто возникали проблемы с изданиями. Дело в том, что многие из его произведений безжалостно переделывались, сокращались и видоизменялись редакторами, так как тема технического прогресса была якобы не особа важна для литературы.
Например, «Звезда КЭЦ» была сокращена настолько, что больше напоминала технический справочник, нежели художественный текст. Только значительно позже писатель смог восстановить, а затем и расширить первоначальный текст произведения.
В 1935 году Беляев стал постоянным сотрудником журнала «Вокруг света», но уже через три года покинул пост редактора. В 1940 году Александр Романович публикует роман «Человек, нашедший свое лицо». В тот же год он пишет рассказ «Анатомический жених», а потом и сценарий к научно-фантастическому фильму под названием «Когда погаснет свет».
Последним романом писателя становится «Ариэль», написанный в 1941 году. Эта, пожалуй, самая поэтическая сказка Беляева дополняет его ранние романы и рассказывает о герое, который, после хирургического вмешательства злого гения мистера Хайда в его организм, обретает способность летать. Образ Ариэля стал, как считал сам писатель, его лучшим достижением, в нём, способном отправиться в полёт одним усилием мысли, реализовалась вера Беляева в безграничные возможности человека, его сознания и его физических возможностей. В этом произведении Беляев отказался от навязываемых ему всю жизнь социальных и бытовых тем, полностью отдавшись тому, что привлекало его всегда – романтическому описанию человека, преодолевшего земное притяжение.
За несколько месяцев до начала Великой отечественной войны писатель перенёс очередную сложную операцию, поэтому эвакуировать его из Ленинградской области было подобно смерти. Семья смогла лишь перевезти его в пригород, в Пушкин, но и там было не намного лучше, чем в оккупированном Ленинграде.
Обстоятельства смерти писателя до сих пор остаются загадкой. Одни утверждают, что он умер от истощения, другие, что сердце не выдержало всех ужасов войны, третьи утверждают, что причина его смерти сокрыта в его последнем произведении.
Дочь Беляева, Светлана, говорит, что Александр Романович умер от голода. По её воспоминаниям, когда в Пушкин вошли немцы у семьи ещё были запасы крупы, картошки и квашеной капусты, но когда они закончились – тёща Беляева за котелок супа и тарелку картофельной шелухи пошла работать к немцам. Принесённую еду делили на четверых, но тяжелобольному Александру этого скудного питания не хватало.
6 января 1942 года Александра Романовича Беляева не стало. Гроб с его телом стоял в квартире по соседству несколько дней, чтобы отвезти его на кладбище, нужно было ждать своей очереди неделю, а то и больше, ведь на весь город осталась только одна лошадь. За отдельную могилу к тому же нужно было платить. Вдова писателя в обмен на место на кладбище отдала последние ценные вещи могильщику, и тот пообещал похоронить покойника как положено, сразу, как только немного потеплеет. Но, 5 февраля Маргариту Константиновну, дочь Светлану и тёщу писателя угнали в плен, поэтому, где точно захоронен Александр Романович – никто не знает.
Памятник Беляеву установлен на Казанском кладбище в Царском селе, на месте предполагаемого захоронения фантаста.
326 просмотров

Читайте также:

Новость:  КАЛЕНДАРЬ.16 марта 1. День образования подразделений экономической

Новость: КАЛЕНДАРЬ.16 марта 1. День образования подразделений экономической

КАЛЕНДАРЬ.16 марта 1. День образования подразделений экономической безопасности в системе МВД России 2. 80 лет назад с конвейера Горьковского автомобильного завода сошла первая советская легковая ...
Новость:  Сегодня, 16 марта, родились Cергей Юрский - Народный артист РСФСР 1987 , Заслуженный артист РСФСР 1967 , кавалер ордена Знак Почета

Новость: Сегодня, 16 марта, родились Cергей Юрский - Народный артист РСФСР 1987 , Заслуженный артист РСФСР 1967 , кавалер ордена Знак Почета

Сегодня, 16 марта, родились: Cергей Юрский - Народный артист РСФСР (1987), Заслуженный артист РСФСР (1967), кавалер ордена "Знак Почета" (1995), лауреат премии "Золотая маска" ...
Читай:  Сегодня, 16 марта, исполнилось 132 года со дня рождения Александра Романовича Беляева Предлагаем вашему вниманию фильмы по произведениям

Читай: Сегодня, 16 марта, исполнилось 132 года со дня рождения Александра Романовича Беляева Предлагаем вашему вниманию фильмы по произведениям

«Сегодня, 16 марта, исполнилось 132 года со дня рождения Александра Романовича Беляева Предлагаем вашему вниманию фильмы по произведениям Александра Беляева 1. «Человек-амфибия» (1961) 2. «Танк...
Читай:  Александр Романович Беляев - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Читай: Александр Романович Беляев - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.

Александр Романович Беляев - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Его книги посвящены проблемам науки и техники будущего. Среди известных...

Комментарии